По следам Черчилля. Великобритания готовится к Третьей мировой и уже не остановится в поддержке Украины
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 1257
Европа мобилизует силы перед растущей угрозой со стороны государств-агрессоров
Похоже, 2023 год стал годом тектонических изменений в мировосприятии европейцев. То, что полномасштабная война в Украине может быть лишь прелюдией к Третьей мировой, осознали даже те, кто до последнего следовал логике "не буди лихо, пока тихо" в стремлении не раздражать Россию слишком резкой риторикой.
В частности, Бундесвер разрабатывает план вероятного наступления РФ на Германию, чтобы быть готовым к отражению агрессии. Между тем президент Франции Эммануэль Макрон заявляет, что намерен подписать с Украиной двустороннее соглашение о безопасности, аналогичное тому, что мы заключили с Британией. А в Лондоне заявляют о завершении эры мира и переходе к "предвоенному миру".
"Телеграф" выяснял, что заставило европейских лидеров внезапно мобилизоваться для противостояния новой "оси зла" и что это означает для Украины в политическом и военном смысле.
Пора собирать камни
Выступление министра обороны Великобритании Гранта Шаппса в Лондоне стало одним из самых ярких политических событий последней недели. В своей речи, которую уже успели назвать исторической, политик безапелляционно обвинил Россию, Китай, КНДР, Иран и его прокси на Ближнем Востоке в развертывании глобальной войны, участия в которой Европе, вероятно, избежать не удастся.
Более того, по словам Шаппса, Великобритания не только имеет все необходимые ресурсы – финансовые, технические и человеческие – для защиты собственной нации, но и готова возглавить сопротивление и вести союзников в любых конфликтах.
"Спросите себя, когда смотрите на конфликты по всему миру: похоже, что их количество уменьшится? Боюсь, мы все знаем ответ: нет, она наверняка будет расти. Итак, 2024 год должен стать для нас переломной точкой. (…) Началась новая эра и мы должны быть готовы сдерживать наших врагов, быть во главе наших альянсов и защищать нашу нацию.
С точки зрения сдерживания, Великобритания должна получить стратегическое преимущество над нашими врагами. Основой этого преимущества является, конечно, наш ядерный арсенал. (…) Но сдерживать – недостаточно. Мы должны перехватить инициативу в защите наших ценностей по всему миру. И Украина – это тест нашей возможности сделать это. Этот год может определить будущее Украины", – сказал политик.
Чтобы не "наградить Путина победой в войне", Великобритания будет продолжать обучать украинских военных, станет для нас крупнейшим поставщиком дронов, развединформации и гарантом кибербезопасности.
Кроме того, британцы всерьез настроены развивать свой ВПК, чтобы перевооружить свою армию инновационными разработками, создать большие запасы вооружения и модернизировать систему сдерживания. Так, только на создание нового поколения подлодок Dreadnought потратят около 31 миллиарда фунтов.
"Великобритания – одно из трех государств, где объем хайтек-сектора экономики превышает 1 трлн долларов. Но просто представьте, на что мы способны, если использовать наши вдохновения, смекалку и изобретательность для защиты нашей нации! На прорывные технологии, которые смогли бы использовать наши военные – от пилотов, готовых к защите неба в любой момент, до солдат, защищающих фланги НАТО от агрессии Путина, до военных моряков, находящихся в миссиях по всему миру, чтобы обезопасить нашу экономику», – заявил Грант Шаппс.
Политический аспект
Интересно, что ранее ни подрыв Каховской ГЭС, ни размещение ядерного вооружения РФ в Беларуси, ни ее провокации на границах с НАТО не становились причиной синхронной мобилизации ресурсов в Европе. По словам политического аналитика Алексея Буряченко, толчком к решительным действиям стало не конкретное событие, которое несло бы угрозу западному миру, а накопительный эффект и эволюция сознания европейцев.
"Да, значительную роль в этом сыграло усиление блокирования Черного моря террористическими организациями, ведь 90% торговли Британии – это морская торговля. Если автократические режимы будут набирать силу, официальный Лондон будет терять не только свои геополитические позиции, но и экономические. Впрочем, это не единственный фактор.
Не зря в своей речи Шаппс упомянул и о росте ядерной угрозы, и о кибератаках и военной эскалации, и даже о миграционной проблеме, которую он поставил в один ряд с остальными. Учитывая, что в 2024-м почти половина всего населения мира пойдет на выборы, именно сейчас будет определяться, сможет ли мир бороться с этими глобальными вызовами", — отмечает эксперт в комментарии "Телеграфу".
Лидерство в этой борьбе готова взять Британия и начинать она будет с Украины. Это означает, что поддержка украинцев со стороны Лондона будет расти, а вслед за Британией к этому процессу присоединятся и остальные европейские государства, ведь это вопрос не только личной безопасности наций, но и политического влияния на континенте.
Впрочем, рассчитывать, что темпы и уровень подготовки к большой борьбе Европы с РФ и ее союзниками будут совпадать со скоростью и объемами оказания помощи нам, все же не стоит, считает Алексей Буряченко.
"Если бы Россия была единственной угрозой для Запада, вероятно, мы бы действительно увидели стремительный рост темпов поставок и размеров траншей. Проблема в том, что этих угроз очень много: РФ, Средняя Азия, Северная Корея, Ближний Восток. Европа просто не может позволить себе направить все ресурсы исключительно на Украину, иначе она будет беззащитна перед остальными угрозами.
Не зря Шаппс дал понять, что, кроме глобальной и гибридной войны, Лондон опасается и повторения масштабных терактов. Прежде чем выступить единым демократическим фронтом против автократии, им необходимо тщательно подготовиться. Хорошая новость состоит в том, что эта подготовка будет действительно мощной, и она уже началась», – отмечает эксперт.
Говоря о подготовке к борьбе с государствами-террористами, политолог подразумевает не только наращивание темпов работы ВПК европейских стран, но и изменение подхода к бюрократическим процессам и политической составляющей этого процесса.
Сегодня Евросоюз стремительно переходит от экономической конфедерации к сверхгосударственному объединению по безопасности с вертикализацией отношений. Теперь речь пойдет не о принятии консенсусных решений по проходным вопросам, а о согласовании глобальных принципов в стратегических вопросах безопасности и налаживании прямых вертикальных взаимоотношений между странами ЕС и Брюсселем. Не исключено, что внутренние трансформации произойдут в Совбез ООН и Североатлантическом альянсе.
"Британия задала тренд, а другие активно подхватывают его. Глава МИД Италии снова заговорила об армии ЕС, Макрон едет в Украину для подписания соглашения о безопасности, Германия официально признает военную угрозу со стороны РФ. Консолидация усиливается и сейчас можно констатировать, что Украина уж точно не одна в осознании масштабов продолжающегося и будущего противостояния демократии и авторитаризма", – говорит политолог.
Военные аспекты
Речь Гранта Шаппса стала своеобразным напоминанием всему миру, что Британия действительно "великая" и сегодня претендует на роль уже не европейского, а мирового лидера, говорит военный аналитик Дмитрий Снегирев.
При этом речь идет не о воинственной риторике, а о подтверждении этих амбиций реальными делами.
"Именно британская авиация первой нанесла удар по хуситам. Именно Британия принимает действительно мощные решения относительно реальной военно-технической, политической и экономической поддержки Украины. Заявления о мировом лидерстве являются не только демонстрацией собственной позиции соседям по Европе, но и военным сигналом Российской Федерации: дальнейшее расшатывание ситуации и поддержка ХАМАС встретит жесткое сопротивление. Хотите войны по нескольким направлениям? Получите.
Не дожидаясь предоставления нашей стране статуса стратегического партнера вне блока НАТО, Британия сделала первый шаг, подписав соглашение о безопасности. Это реальный прорыв для Украины. В договоре речь идет не об единовременной помощи, а о дальнейшем военно-техническом сотрудничестве. Это очень крутая перспектива, связанная с геополитическими интересами этой страны", – говорит Дмитрий Снегирев в комментарии "Телеграфу".
Создание оси Лондон-Киев-Анкара и вытеснение РФ из акватории Черного моря является повторением процессов, происходивших в XIX веке во время Крымской войны, которую вела Великобритания в составе коалиции против Российской империи.
Закончилось все поражением последней и подписанием Парижского мирного договора, который делал невозможным наличие военно-морских баз в Черном море, напоминает эксперт.
"Иметь в союзниках Британию – очень мощная поддержка для Украины. Во-первых, это ядерное государство, а значит, безнаказанно бряцать перед ним своим оружием РФ не удастся. Во-вторых, экономика Великобритании по своим размерам и возможностям, мягко говоря, превышает российскую. В-третьих, британцы демонстрируют большую решительность, заявляя, что в случае затягивания оказания нам помощи со стороны США, этот вопрос возьмет на себя Британия. В настоящее время это государство выступает позвоночником антипутинской коалиции", — говорит аналитик.
Сегодня можно констатировать, что времена, когда в Европе рассматривали компромиссные варианты завершения войны в Украине, прошли. Лидеры ЕС и стран-членов НАТО наконец-то осознали, что любой сценарий мира, не предусматривающий поражение РФ, является бомбой замедленного действия не только для Киева, но и для каждого из них.
По словам Дмитрия Снегирева, при определенных обстоятельствах Россия вполне может пойти на реализацию сценария с Сувалкским коридором, отделяющим Калининградскую область РФ от Беларуси, и нападением на страны Балтии и Польшу. В таком случае НАТО придется использовать статью о коллективной безопасности, после чего Европа вступит в реальную войну. К этому моменту она должна тщательно подготовиться.
Быстрее остальных, это осознали Британия, Франция, Дания, Финляндия – страны, находящиеся в зоне возможного военного конфликта. Риторика поменялась полностью. Они готовятся воевать и будут воевать. Таким образом, практические шаги нескольких ведущих стран поставили точку во внешнеполитических игрищах РФ.