Мы используем Куки!

Враг оставляет раненого и ждет, когда за ним придут. Ловят "на живца" – история спасения пехотинца из Донбасса

Читати українською
Автор
795
Дмитрий Иваненко
Дмитрий Иваненко. Фото Коллаж "Телеграфа"

Военный едва не истек кровью на поле боя

"Потерял конечность, но не потерял силу духа" — сколько раз, в адрес раненых защитников, мы слышали это языковое клише, уже ставшее признаком военного времени. Но часто мы даже не подозреваем, какие действительно сверхчеловеческие усилия воинов стоят за такими стереотипными фразами.

Выжив после тяжелого ранения на фронте, 31-летний Дмитрий Иваненко потерял ногу. Мужчина твердо решил протезироваться и снова научиться ходить. Однако собственный организм приготовил для воина неприятный "сюрприз": на Дмитрия не действуют обезболивающие. Так что проходить через нестерпимую боль пришлось буквально благодаря силе собственного духа. О борьбе за страну и своей собственной войне за здоровье мужчина рассказал "Телеграфу".

"В ВСУ я нашел себя"

Дмитрий Иваненко родом из небольшого села Криворожье на Донетчине. После окончания школы мужчина поступает в техникум в Донецке, но из-за войны, которая началась в 2014 году, он бросает учебу и возвращается в родную деревню, чтобы быть ближе к родителям.

С тех пор Дмитрий освоил много профессий: работал менеджером по продажам, сторожем, проводил Интернет, был системным администратором в аграрной фирме и слесарем инженером на пищевом производстве. Впрочем, как признается сам мужчина, по-настоящему он нашел себя только в армии.

– Я еще с детства был довольно эрудированным и меня многое интересовало, в том числе и военное дело и история. Поэтому, когда я попал в ВСУ, то понял, что впервые в жизни нашел себя. Как бы это ни парадоксально ни звучало, но все же армия помогает раскрыть те таланты, о которых ты даже не догадывался, – отмечает защитник.

Но на самом деле попасть сразу в ВСУ Дмитрию не удалось. У мужчины с детства были проблемы со здоровьем, поэтому в 18 лет он получил "белый билет" и был признан непригодным к военной службе в мирное время.

Все изменилось после 24 февраля 2022 года, когда в стране было введено военное положение.

– Первые две недели полномасштабной войны у меня был просто ступор. Пытаешься найти какую-нибудь рациональную причину происходящего. Но для меня ничего рационального в этой войне нет. Одни пытаются уничтожить нацию, а нация пытается защитить себя, — говорит мужчина.

Дмитрий решил, что если его призовут, то он уйдет в ВСУ.

– Зная свои физические возможности, я просто ждал, когда я понадоблюсь в армии. Но ко мне никто не приходил, никаких повесток я не получал, – вспоминает собеседник.

Время шло, но Дмитрия так и не мобилизовывали, поэтому когда весной 2024 года вступил в силу новый закон о мобилизации, мужчина решил действовать и сам пошел добровольцем.

- Моя мотивация была сделать сознательный выбор. Мы же видели, как кучу людей снимали с транспорта, и т.д. А я хотел сделать выбор. Я хотел выжить, а выжить в моем понимании, это максимально эффективно выполнять боевые задачи, — уверяет защитник.

"Ты выбираешь, живешь ли дальше, или не живешь, но с конечностями"

После месяца учебы Дмитрий попадает в знаменитую 95-ю десантно-штурмовую бригаду. Еще неделя подготовки и на "ноль", на Торецкое направление.

Свою первую боевую задачу и столкновение с врагом Дмитрий называет выходом из зоны комфорта максимально экстремальным методом.

– У них там есть как сброд, который после первого же выстрела убегает куда только может, а есть и действительно обученные военные, кто держится до последнего патрона. Я был проводником. Моей задачей было доставить пехоту на позиции и вывести ее оттуда. Но в первый же мой выход на "ноль", по нам был обстрел 120-мм минометом и мы получили трое раненых. И мне всех их нужно было вытащить. Я сделал это буквально с каменным лицом, потому что у меня была такая четкая задача, – вспоминает военный.

Но вскоре вытаскивать с поля боя побратимам пришлось уже и самого Дмитрия.

– Я вел группу и в этот момент начался обстрел. Я до сих пор не знаю что это было: миномет, гранатомет или что. Сначала мне прилетело в левую ногу, я наложил себе турникет. Надо было отходить и при отходе я получил ранение в правую ногу. Наложил второй турникет и стал ждать эвакуации, потому что я был тяжело ранен, – объясняет защитник.

Ждать помощи пришлось долгих пять часов, хотя сам военный и не считает, что это критическое время.

– Потому что есть истории и о 17 и даже о 30 днях с турникетом, – говорит мужчина.

Дело спасения осложнялось тем, что, ранив Дмитрия, оккупанты пытались цинично выманить из укрытия и его побратимов.

– Враг использует очень специфическую тактику: оставляют раненого (не убивают умышленно, – Ред. ) и ждут, когда за ним придут, – объяснил собеседник.

Наконец побратимам все же удалось вытащить Дмитрия, но из-за турникетного синдрома врачам пришлось ампутировать ногу защитнику.

– Но если бы я не затянул нормально турникет, то я бы просто не выжил и стек кровью. И там ты выбираешь: или живешь дальше, или не живешь, но у тебя будут все конечности на месте, – рассказал военный.

"Армия рабов не может победить"

По словам Дмитрия, принять реальность жизни с травмой не стало для него сверхтяжелым вызовом.

– Я проснулся в больнице в Днепре. Ноги у меня уже не было, но мне казалось по ощущениям, что она на месте. Ампутации было не видно, потому что ноги были прикрыты. Через пару часов я позвал медсестру и спросил ее: "Правой ноги нет?" Потому что левую ногу спасли и у меня оставалась надежда. Медсестра с сожалением ответила, мол, понимаешь, ну так получилось, ноги нет… И у меня сразу первая мысль – ну и хр*н с ней, – говорит защитник.

Мужчина уверяет, что четко осознавал, из какого ада ему удалось выбраться живым, так что с психологической адаптацией проблем не было.

– Это никогда не тянуло меня вниз. Мне не нужны были психологи, специалисты. Возможно, у меня был на это внутренний ресурс и раньше я просто недооценивал себя и не знал, на что я способен. Лучший психолог находится у тебя в голове, ведь никто о тебе не знает столько, сколько ты сам о себе знаешь и никто тебя так не поймет, как ты сам, — отметил Дмитрий.

А вот с физической реабилитацией было гораздо труднее. Все из-за уникальных индивидуальных особенностей организма военного, который не реагировал даже на наркотические обезболивающие.

– Например, на мне вообще не работал морфий. Поэтому фактически всю боль мне приходилось просто терпеть благодаря своим силам, – говорит мужчина.

Соответственно, на силе характера пришлось "вывозить" и фантомные боли. Но наконец осознанность победила тело, и когда раны зажили, мужчина довольно быстро овладел протезом.

– У меня вообще не было проблем встать на протез. Как только я надел тренировочный протез, то сразу пошел ровно и не выбрасывал ногу на сторону, как обычно делает большинство. При том, что у меня очень высокая ампутация: осталось около трех сантиметров культи и задействовано минимум мышц. Без поддержки я немного хромаю, а вот с тростью вообще хожу ровно, да еще могу накинуть сверху килограммов 40 веса, – объясняет мужчина.

Лечение Дмитрия продолжается. После него защитник планирует отправиться работать в реабилитационный центр, где сам и протезировался.

– Моя должность называется "специалист социальной реинтеграции". Это связано с психологической работой. Например, человек пострадал от войны и ему нужно помочь и направить его в правильное русло, ведь после ранения человек может не хотеть выходить на контакт с врачами и специалистами. Поэтому такое вот связующее звено иногда очень важно, – подчеркивает защитник.

И хотя сейчас страна переживает трудные времена, Дмитрий верит в наступление справедливого мира.

– Армия рабов не победит никогда армию свободных людей. Рабы идут воевать не за себя. У каждого из наших военных свои причины: кто воюет за свою семью, кто за чужую, кто за государство, нацию, идентичность… Кому-то просто нравится жить в Украине. Причин много. И это все объединяется, поэтому наша идея вообще не сопоставима с их, – резюмировал Дмитрий Иваненко.

Получить помощь украинцам с инвалидностью можно на сайте организации EnableMe Ukraine. Вы можете задать вопросы эксперту и получить бесплатную помощь в сообществе EnableMe .