"В руках взорвались 300 граммов пластида. Единственное объяснение, почему я выжил — отмолили": впечатляющая история спецназовца

Читати українською
Автор
7589
The Village Новость обновлена 24 января 2024, 09:40

Когда тело сдавалось, боец приказал себе выжить

"Вогонь запеклих не пече". Эти слова Тараса Шевченко стали неофициальным лозунгом украинского народа в освободительной борьбе против РФ. Впрочем, реалии войны иногда показывают, что слова Кобзаря — не просто мотивирующий художественный образ, а пророчество, которое сбывается почти буквально.

Судите сами: в руках у бойца Сил специальных операций Захара Бирюкова после прилета вражеской мины взорвались 300 граммов пластида. После таких ранений люди не только не выживают – от них не остается ничего. Однако боец не просто выжил, а сохранил хорошее настроение и жажду к жизни, хотя и признается, что это было не просто. Своей невероятной историей мужчина поделился с "Телеграфом".

В плену все россияне "нукают" и плачут

Захар Бирюков из Васильевки Запорожской области на войне почти с самого начала: с 2015 года. В АТО пошел добровольцем.

— Мотивация моя была проста: страна — это твой дом, и когда враг приходит в твой дом, его надо выгонять. Мне в детстве приснился сон: враги пришли ко мне в деревню и схватили моего отца. Я не успел его освободить и они его убили. Этот сон на всю жизнь остался у меня в памяти. И когда враг реально пришел в нашу страну, я не хотел, чтобы он попал в дом, где живут мои родители, – рассказывает Захар.

Бирюков попал в элиту ВСУ – в 73-й морской центр специальных операций. По словам мужчины, служба в спецназе – это постоянные тренировки.

— Кто такой рядовой боец сил ССО? Он идет на задание и у него автомат, пистолет, гранатомет, гранаты, радиосвязь, средства ночного видения и все это он должен уметь использовать в бою в нужное время. Кроме того, нужно ориентироваться на местности, уметь хорошо плавать, быть физически развитым, контролировать время, контролировать врага и своих собратьев. Но когда просыпаешься ранним утром на берегу открытого моря, как раз на восходе солнца, то понимаешь, что ради этого можно и стараться, — объясняет спецназовец.

За свою службу мужчина получил серый берет "Сталь" — особое отличие бойцов ССО.

— Его выдают за прохождение масштабных тактико-специальных учений. Что это такое? Например, трое-четверо суток проходишь по 100 километров. Потом переправы, засады, налеты, поиски… То есть серый берет так просто не дается, его надо заслужить, – говорит военный.

Захар Бирюков на службе

Захар отвоевал весь период АТО/ООС и только в 2021 году вернулся к гражданской жизни, чтобы посвятить себя семье, однако оказалось, что оружие пришлось отложить ненадолго.

— Мы все ждали полномасштабного вторжения и никто из моих знакомых рюкзаков не разбирал. Только я не ожидал, что враг пойдет именно 24 февраля 2022 года, ведь для порабощения всей страны, как они планировали, 200 тысяч войск это мало. Думал, что хотя бы еще 100 тысяч подтянут. Жена и многие знакомые говорят, что после 24 февраля у них в голове все изменилось, а у меня наоборот все стало на места, потому что я очутился в своей стихии, – объясняет Захар.

Эвакуировав семью в безопасное место, спецназовец сразу же стал на защиту страны.

— Россияне, конечно, "вторая" армия мира, но мы первая! – уверяет военный. – У нас больше храбрости, тактики и приспособленности. Россияне сами по себе как нация – не воины. Они могут быть профессиональными военными, но не воинами. Но на войне нельзя расслабляться. Как у нас всегда говорили: "про*бал — убило". Сейчас против тебя подразделение "чмонь", а через полчаса приходит группа спецназа в полной амуниции и зачищает окопы. Недооценил врага – проиграл.

По специфике службы в Силах спецопераций подразделение Бирюкова пачками упаковывало окупантов в плен.

— В плену тебе никто не скажет правды. Они все "нукали", плакали, мол, заблудились и так далее. То есть оправдывали свой поступок. Но кого-то действительно заставляли, а кто-то просто маньяк и любит убивать, а для кого-то война — это его жизнь и работа, как фермеру поле вспахать, потому что россияне постоянно где-то воюют, — рассказывает военный.

"Руки я потерял сразу…"

Но, к сожалению, пройти большую дистанцию в ходе войны и уничтожить больше оккупантов мужчине было не суждено. В июле 2022 года Захар получил тяжелое ранение.

— Мы с ребятами поехали на передовую запускать беспилотники, потому что появилась информация, что есть "жирные" цели. Запустили пару штук, а для третьего беспилотника я как раз готовил заряд. В этот момент неподалеку от меня прилетела мина. От взрывной волны у меня в руках сработала кнопка заряда, а это 300 г чистого пластида. Произошел взрыв, – вспоминает Бирюков.

Чтобы хоть отдаленно понять силу взрыва, мужчина приводит пример с гранатой: в РГД-5 — 110 граммов тротила. В пересчете на коэффициент пластида сила взрыва была равна подрыву сразу пяти гранат!

– Единственное объяснение тому, что я выжил – отмолили. Очень многие молились за мое здоровье, — говорит Захар.

Однако травмы спецназовец получил очень серьезные: ампутация рук, ноги, потеря глаза, ожоги кожи лица и груди.

— Руки я потерял сразу, ведь держал взрывчатку в руках. Ногу потерял уже в больнице. В Днепре меня ненадлежащим образом лечили, три дня ничего не делали, началось заражение и возник вопрос либо жизнь, либо нога, — объясняет военный.

Захар признается, что воспринять новую реальность в новом теле было непросто, но сказались тренировки.

— Из-за обезболивающих у меня начались сильные галлюцинации. Один из бредов был таким: меня хочет убить медбрат. Как будто поставил мне капельницу, которая за 20 секунд меня убьет. И тогда я сам себе в голове сказал: неужели я так просто сдамся и умру? То есть мое тело, мой организм сдавался. Я на 19-й секунде завалил капельницу и решил, что буду жить. Самая тяжелая борьба – борьба с самим собой. Шесть с половиной лет в спецназе все же дают свое, дают понятие, если ты опустишь руки, то умрешь. И мозг начинает по-другому воспринимать реальность, – вспоминает Бирюков.

Сейчас боец уже стоит на ногах и освоил протез, изготовленный ему в Германии. На очереди протезирование рук и глаза.

Кроме того, Захар Бирюков стал звездой кино, снявшись в документальной ленте о бойцах ССО "Волк. Страха нет", которая выйдет на экраны в феврале.

Действительно ли бойцы ССО не знают страха?

— На одном бойце только амуниции на миллион гривен. И это кроме тренировок, ведь тренировка бойца на протяжении Q-курса (специальный курс в рамках этапа отбора в подразделения Специальных операций ВСУ. — Ред. ) стоит 500 тысяч гривен. Когда здесь бояться, — шутит военный.

А если серьезно, то со страхом нужно постоянно бороться, чтобы научиться его контролировать. Этот навык приобретается постоянными тренировками. Например, чем больше ты боишься прыгать с самолета, тем больше тебя будут бросать с борта. Страх – это просто преграда, мешающая воевать. Если напал страх, ты сразу становишься "слепым", не ориентируешься во времени и погибаешь. Поэтому в ССО страха не должно быть, – резюмировал Захар Бирюков.