Икона не помогла: что означает для РФ потеря самолетов А-50 и А-50У и чем они так важны

Читати українською
Автор

Всего на вооружении Российской Федерации было три единицы А-50 и шесть единиц А-50У

Вечером 23 февраля в акватории Азовского моря был сбит второй самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. По официальной информации, сбит самолет А-50, но источники "Телеграфа" утверждают, что речь идет именно о самолете новейшей российской разработки А-50У, а не советского образца.

Накануне, 14 января, был сбит самолет А-50, тоже над Азовским морем. Самолеты являются "глазами" Воздушно-космических сил Минобороны РФ, которым всего несколько дней назад российский диктатор подарил икону "Спаса Нерукотворного".

Украинцам А-50 знаком из-за воздушных тревог. Именно этот самолет выступает в роли корректировщика при массированных обстрелах Украины. Россия также использует их для выявления украинских ПВО.

"Телеграф" собрал информацию о самолетах. Мы расскажем, почему они настолько ценные для РФ.

Чем известен самолет А-50

А-50 – самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе военно-транспортного самолета Ил-76, совершивший свой первый полет 19 декабря 1978 года. Эксплуатация опытных образцов началась в 1985 году, а на вооружение советской армии самолет был принят в 1988 году.

Используется для определения и распознавания воздушных объектов, определения координат, наведения истребителей и корректировки самолетов на фронте. В воздушном парке России насчитывается 9 таких бортов. Оценивают один такой самолет примерно в $330 млн.

Характеристики А-50:

Технические:

Количество мест:

  • Экипаж — 5 человек
  • Тактический экипаж: 10 человек

Длина: 48,27 м

Высота: 14,8 м

Объем топлива: 109 480 л.

Российский самолет А-50. Фото: t.me/berezoview

Летние:

Крейсерская скорость – 800 км/ч

Практическая дальность: 7500 км

Продолжительность полета:

  • Максимальная без дозаправки: 9,3 часа.

Патрулирование на расстоянии 1000 км:

  • Без дозаправки: 4 часа.
  • С 1 дозаправкой: 7 час.

Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса "истребитель", летящего на малой высоте на дальности до 200-400 км, на большой высоте — 300-600 км. Морские цели появляются на расстоянии до 400 км. Количество одновременно сопровождающихся целей до 150, число одновременно приведенных истребителей — 10-12.

Модернизация самолетов

В 2003 году началась модернизация А-50, находящихся в строю, причем как непосредственно РТК, так и самолета. В полном объеме они развернулись в 2008 году. Самолет получил наименование А-50У. Заводские испытания машины продолжались до июля 2009 года, а совместные завершились 26 ноября этого года.

Кроме работ по радиотехническому комплексу усовершенствовали САУ (систему управления) и комплекс связи. Были модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолета, теперь информация отображалась не на дисплеях, а на жидкокристаллических индикаторах (однако определенный скепсис вызвал широкое применение в оборудовании самолета компонентов иностранного производства). Стоимость самолета А-50У составляет $350 млн.

Потерянные самолеты А-50 за время полномасштабного вторжения

Во время базирования одного из А-50 в Беларуси, в феврале 2023 года дроны взорвали "провозвестника войны" на аэродроме в Мачулищах. Самолет получил серьезные повреждения.

В ночь на 15 января появилась информация о сбитии самолета А-50 и о повреждении вражеского воздушного командного пункта Ил-22М. Впоследствии информацию подтвердил командующий Воздушными силами ВСУ Николай Олещук.

В целом, по данным Генерального штаба Вооруженных сил Украины, с начала полномасштабного вторжения Россия уже потеряла 339 самолетов и 325 вертолетов. Украинские военные систематически наносят оккупационным войскам урон в технике и живой силе.

Напомним, ранее "Телеграф" публиковал подборку шуток о сбитом над Азовским морем А-50. Пока в РФ оплакивали свою ценную боевую машину, украинцы устроили бесперебойный выпуск мемов и насмешек на тему.