Икона не помогла: что означает для РФ потеря самолетов А-50 и А-50У и чем они так важны
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Всего на вооружении Российской Федерации было три единицы А-50 и шесть единиц А-50У
Вечером 23 февраля в акватории Азовского моря был сбит второй самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. По официальной информации, сбит самолет А-50, но источники "Телеграфа" утверждают, что речь идет именно о самолете новейшей российской разработки А-50У, а не советского образца.
Накануне, 14 января, был сбит самолет А-50, тоже над Азовским морем. Самолеты являются "глазами" Воздушно-космических сил Минобороны РФ, которым всего несколько дней назад российский диктатор подарил икону "Спаса Нерукотворного".
Украинцам А-50 знаком из-за воздушных тревог. Именно этот самолет выступает в роли корректировщика при массированных обстрелах Украины. Россия также использует их для выявления украинских ПВО.
"Телеграф" собрал информацию о самолетах. Мы расскажем, почему они настолько ценные для РФ.
Чем известен самолет А-50
А-50 – самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления на базе военно-транспортного самолета Ил-76, совершивший свой первый полет 19 декабря 1978 года. Эксплуатация опытных образцов началась в 1985 году, а на вооружение советской армии самолет был принят в 1988 году.
Используется для определения и распознавания воздушных объектов, определения координат, наведения истребителей и корректировки самолетов на фронте. В воздушном парке России насчитывается 9 таких бортов. Оценивают один такой самолет примерно в $330 млн.
Характеристики А-50:
Технические:
Количество мест:
- Экипаж — 5 человек
- Тактический экипаж: 10 человек
Длина: 48,27 м
Высота: 14,8 м
Объем топлива: 109 480 л.
Летние:
Крейсерская скорость – 800 км/ч
Практическая дальность: 7500 км
Продолжительность полета:
- Максимальная без дозаправки: 9,3 часа.
Патрулирование на расстоянии 1000 км:
- Без дозаправки: 4 часа.
- С 1 дозаправкой: 7 час.
Радиолокационная станция, работающая в сантиметровом диапазоне, способна обнаружить цель класса "истребитель", летящего на малой высоте на дальности до 200-400 км, на большой высоте — 300-600 км. Морские цели появляются на расстоянии до 400 км. Количество одновременно сопровождающихся целей до 150, число одновременно приведенных истребителей — 10-12.
Модернизация самолетов
В 2003 году началась модернизация А-50, находящихся в строю, причем как непосредственно РТК, так и самолета. В полном объеме они развернулись в 2008 году. Самолет получил наименование А-50У. Заводские испытания машины продолжались до июля 2009 года, а совместные завершились 26 ноября этого года.
Кроме работ по радиотехническому комплексу усовершенствовали САУ (систему управления) и комплекс связи. Были модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолета, теперь информация отображалась не на дисплеях, а на жидкокристаллических индикаторах (однако определенный скепсис вызвал широкое применение в оборудовании самолета компонентов иностранного производства). Стоимость самолета А-50У составляет $350 млн.
Потерянные самолеты А-50 за время полномасштабного вторжения
Во время базирования одного из А-50 в Беларуси, в феврале 2023 года дроны взорвали "провозвестника войны" на аэродроме в Мачулищах. Самолет получил серьезные повреждения.
В ночь на 15 января появилась информация о сбитии самолета А-50 и о повреждении вражеского воздушного командного пункта Ил-22М. Впоследствии информацию подтвердил командующий Воздушными силами ВСУ Николай Олещук.
В целом, по данным Генерального штаба Вооруженных сил Украины, с начала полномасштабного вторжения Россия уже потеряла 339 самолетов и 325 вертолетов. Украинские военные систематически наносят оккупационным войскам урон в технике и живой силе.
Напомним, ранее "Телеграф" публиковал подборку шуток о сбитом над Азовским морем А-50. Пока в РФ оплакивали свою ценную боевую машину, украинцы устроили бесперебойный выпуск мемов и насмешек на тему.