Война в Украине имеет конкретное имя — Путин: капеллан ВСУ об атеистах в окопах и отношениях военных с Богом

Читати українською
Автор
Служению духовник посвятил 27 лет своей жизни Новость обновлена 02 апреля 2024, 14:31
Служению духовник посвятил 27 лет своей жизни. Фото pomisna.info

В штате ЗСУ работают более 200 священников-офицеров.

Украинские военные, третий год живущие в условиях постоянного стресса, ежедневно сталкиваясь со смертельной опасностью, могут испытывать острую потребность в моральной поддержке со стороны того, кто способен понять и разделить их чувства. Эта важнейшая миссия на фронте возложена на военных капелланов. Для верующих они духовные наставники, а для атеистов и агностиков становятся просто товарищами, а иногда даже исполняют роль психологов.

С какими вызовами сталкиваются священники в зоне боевых действий и как война влияет на отношение военных к вере в Бога? Об этом "Телеграф" спрашивал у одного из самых известных капелланов ВСУ Сергея Дмитриева.

Капеллан присоединился к армии еще в 2014-м

Безоружные воины

Год назад, 1 апреля 2023 года, в Украине состоялся первый выпуск военных капелланов от пяти религиозных организаций. Шестинедельное обучение по специальности "капеллан-офицер" прошли 30 священников, среди которых была и одна женщина — представительница евангельских христиан. Впрочем, ездить на фронт с душепастырским служением на волонтерских началах духовники начали еще в 2014-м.

Закон "О Службе военного капелланства" Верховная Рада приняла только в ноябре 2021 года. Уже через два года в ВСУ насчитывалось почти 750 должностей военных капелланов, на сегодняшний день в штат было назначено более 200 офицеров.

Один из них – Сергей "Падре" Дмитриев, которого называют главным капелланом терробороны ВСУ. За плечами духовника 27 лет священнического служения, 12 из которых он провел в херсонском храме Святой Варвары, а после оккупации Крыма девять лет прослужил на востоке в 30-й отдельной механизированной бригаде, где и встретил полномасштабную войну.

Пасха в 30-й ОМБ

В прошлом году священник получил от Украинской греко-католической церкви знак отличия Емельяна Ковча, а в последние полгода служит в Военном институте Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, но самое главное за это время он сумел стать духовным наставником для тысяч защитников Украины. Как это было "Телеграф" спросил его лично.

Защита Родины – святое дело

– Чем именно вы занимались в зоне боевых действий и как выглядел ваш рабочий день на фронте?

– Военный капеллан – это военнослужащий, не участвующий в боевых действиях и не имеющий в руках оружия. Священники на войне призваны закрывать религиозные потребности бойцов, поддерживать их духовное и нравственное состояние. К капеллану могут обращаться за советом в дружеской беседе или с просьбой обвенчать или окрестить военного. При необходимости мы можем отпевать павших бойцов.

Обычно день капеллана начинается с составления маршрута. Посовещавшись с командиром, определяешь подразделение, в котором будешь сегодня работать, едешь туда, а потом непосредственно на позиции, где и делаешь свое дело.

Капелланы помогают не только верующим, но и атеистам

– У многих людей христианство ассоциируется прежде всего со смирением и принципом "подставь вторую щеку". Как это коррелируется с явлением военного капелланства?

– Мы живем в мире стереотипов из-за религиозной неосведомленности. Да, любая религия – это философия мира, не предполагающая концепции уничтожения людей. В то же время, если избежать войны не удалось и пострадавшей от нападения стране приходится защищаться от агрессора, религия всегда становится на защиту людей. История всех мировых войн подтверждает, что каждое из войск принадлежало к некоему религиозному сообществу.

Что касается подставления второй щеки, то смысл этих слов не в том, чтобы подчиниться издевающемуся над тобой агрессору, а в смирении с наказанием в случае твоей вины. Также Христос призывает не отвечать на зло еще большим злом, нивелируя таким образом агрессию против себя.

– Война – это всегда кровопролитие, к чему морально готов далеко не каждый гражданский. Сталкиваются ли наши солдаты с этим психологическим барьером и говорят ли об этом на исповедях?

– Во-первых, не следует рисовать себе в воображении очередь на исповедь в зоне боевых действий. Армия – это уменьшенная версия нашего общества. Каждый из этих воинов еще вчера был гражданским. Среди ваших знакомых много регулярно исповедующихся? То же и в армии. В данном случае можно говорить скорее о встречах для дружеских и доверительных разговоров с капелланом.

Относительно какого-то чувства вины у военных этот вопрос вообще не стоит. Нет никакой моральной дилеммы в том, чтобы защищать свою Родину. В течение последних 10 лет я не встречал ни одного солдата, который имел бремя на душе из-за уничтожения врага.

Убийства совершались в Буче, убийства продолжаются во время ракетных атак гражданского населения Украины, убийствами занимается Российская Федерация. Мы уничтожаем врага, чтобы прекратить эти убийства и оградить от них наших близких.

Врагов не убивают, их уничтожают, — говорит Сергей Дмитриев.

Сложные отношения с Богом

– Ваша деятельность ограничена верующими-христианами или вы можете помочь и мусульманину, например?

– Украина является мультирелигиозной страной. Да, представителей христианской веры среди украинцев большинство, в то же время далеко не все они практикующие верующие. Кто-то верит в Бога, но никогда не ходит в храм и не имеет опыта обрядности, кто называет себя агностиком. Каждый из них может получить помощь капеллана в той форме и объеме, в которых он в этом нуждается.

Что касается мусульман и представителей других религий, конечно, я могу пообщаться с ними в пределах своей компетенции, оказать помощь. Если я понимаю, что этого мало и человеку нужно поговорить с имамом, я сделаю все возможное, чтобы связать его с ним.

– Говорят, в падающем самолете атеистов нет, а в окопах есть?

– Конечно, есть. Война может приводить людей к Богу и разочаровывать в вере. За время своей службы я крестил многих бывших атеистов и был свидетелем ухода из религии верующих. Все мы люди, и у каждого из нас свои взгляды и свой путь.

Более того, на войне нередко случается, что военные несколько раз разочаровываются в вере, не найдя ответов на волнующие их вопросы, а затем снова возвращаются к Богу. Я сравнил бы этот процесс с состоянием влюбленности. В какой-то момент мы чувствуем ее, женимся, но со временем можем терять это чувство и даже расставаться с главным для нас человеком. Схожие метаморфозы могут происходить и в отношениях человека с Богом, особенно в условиях войны, когда все чувства усиливаются из-за сильных эмоциональных переживаний.

Украина и наша армия отличаются тем, что здесь уважают чувства окружающих и их религиозные убеждения. В этом смысле мы очень терпимая нация.

Военный капеллан – не только духовный наставник, но и товарищ для бойцов

– Далекие от религии люди часто задают вопрос: почему Бог допускает страдания невиновных? Если на все – воля Божья, как объяснить то, что с хорошими людьми и даже детьми случаются такие страшные вещи?

– Каждый человек свободен в своих проявлениях и выборе. Не надо перекладывать все беды, возникающие в результате этого выбора, на мифическую "волю Божью". У войны в Украине есть конкретное имя — Владимир Путин, а также имена всех, кто способствует ему или бездействует, хотя должен отвечать за безопасность в мире.

Жестокость допускает не Бог, а люди. Они же почему-то стремятся переложить ответственность за это на высшие силы, но правда в том, что Бог – это не дедушка на облачке, решающий нашу судьбу. Бог – это любовь. Почему произошла война? Из-за нехватки любви. Любви к себе, и тем, кто будет жить после нас, к своей земле, культуре, вере. Любви, требующей честности и искренности. Бескомпромиссной и жертвенной.

В Писании есть слова одного из пророков, услышавших голос Бога. Бог слышал плач своего народа, но не имел того, кто бы стал его голосом на Земле. Голос Бога – это всегда о справедливости, мире и любви. Мы видим, как на него отзываются добровольцы, которые идут защищать нас, волонтеры, которые поддерживают нуждающихся, мировое сообщество, стоящее на защите прав украинцев.

Все это – проявление голоса Бога. У нас всегда есть выбор: встать на путь добра или выбирать сторону зла.

- Есть ли в Украине место Московскому патриархату и отличаются ли прихожане этих церквей от верующих ПЦУ?

– До 2014-го я и сам был в УПЦ МП, но после оккупации Крыма я и мои прихожане стали одними из первых, кто перешел в Украинскую православную церковь Киевского патриархата и выступил за запрет этой организации в Украине.

Московский патриархат не имеет ничего общего с религией, это скорее суррогат, который используется в противоположных подлинной религии целях. Любая вера призвана к сохранению вечных ценностей и мира, проявлению любви и заботы о ближнем. Убив десятки тысяч людей, похитив тысячи детей, разрушив сотни украинских храмов, больниц и школ, россияне не могут говорить о проявлении какой-либо любви к ближнему, а значит и к Богу, ведь он есть в каждом из нас.