О дронах на кухне, "отравлении" Лорак и новом скандале в шоу-бизе: откровенное интервью EL Кравчука

Читати українською
Автор
4280
EL Кравчук Новость обновлена 22 января 2024, 15:00
EL Кравчук. Фото Телеграф

Певец рассказал "Телеграфу" о своем музыкальном камбэке, как можно решить проблему уклонистов, и о хейтерах

Полномасштабная война Украины против России затронула почти все сферы жизни украинцев. Не стала исключением и культура, в частности музыка. Кто-то из топовых музыкантов пошел служить в ВСУ, выпускает патриотические песни или занимается волонтерством, а кто-то — бежал за границу или совсем выехал в РФ, поддерживая агрессию Кремля.

Как влияет война на музыкальные тренды в Украине? Почему некоторые музыканты не возвращаются на Родину и что все же произошло с Ани Лорак?

Об этом "Телеграф" расспросил популярного исполнителя 1990-х, успешно вернувшегося на большую сцену после длительного перерыва. Предлагаем вашему вниманию первую часть интервью с EL Кравчуком.

О войне, хейте и уклонистах

Андрей, начнем с бурно обсуждаемого вопроса: дроны своими руками. Вы уже начали складывать коптеры дома? Вам как гуманитарию было бы тяжело в домашних условиях делать БПЛА?

— Думаю, если буду мастерить, это будет продолжаться очень долго. Где-то на третьи сутки, может, что-то и получится. Но это любопытная идея. Если кто ко мне обратится с таким предложением, может, и попробую. Кстати, я привозил в Украину из Испании детали для всех этих моментов.

Но я – артист. И если бы снимался в кино в роли сборщика дронов — долго бы сидел, складывал, сняли бы несколько дублей, чтобы потом в кадре все это сделать. У меня такой характер. Если берусь за что-нибудь, то довожу дело до конца.

Вы сейчас работаете над новыми песнями и проектами. Войдут ли эти композиции в новый альбом? Планируете очередной релиз?

— Сейчас артистам очень тяжело мыслить альбомами. Поскольку их нельзя физически взять в руки, как CD. Все стало цифровым. Поэтому хочется делать цифровые релизы, но чтобы была интересная обложка, которую можно посмотреть и сохранить. Возможно, это тоже будет немного искусство: какой-то эксклюзив, особый смысл и вся точная информация.

Если покупаешь релиз, он будет 100-процентно лицензионным. Чтобы у тебя было все, что хочешь. Пожелаешь "минус" – пожалуйста. Хочешь караоке – пожалуйста. Хочешь петь это – пожалуйста. Танцевать тоже можно (под авторские песни на каких-нибудь шоу, соревнованиях, дискотеках и т.д.).

О чем будут ваши новые композиции, если не секрет?

— Я сейчас работаю над песней с интересным названием — "Диджей". Это история, которая произошла со мной в культовом Cafe Del Mar в деревне Сан-Антонио (Испания) на острове Ибица в 2004 году. Там есть очень классная набережная, береговая линия из камней и просто море. Очень так по-человечески. Как считается, там самая красивая и самая длинная в мире сансет-линия с закатом.

EL Кравчук: "Очень большая ошибка – призывать всех без разбора"
EL Кравчук: "Очень большая ошибка – призывать всех без разбора"

Именно в этом кафе были встречи, люди, любовь. Я верю, что иногда мы можем за минуту узнать друг друга лучше, чем всю жизнь с кем-то общаться, но так и не знать. А в экстремальной ситуации понять, что рядом с тобой совсем не друг. Иногда проходят минуты и все, ты понимаешь, что это на всю жизнь, и рядом находится свой человек.

Вот об этом будет история в песне "Диджей". Именно про этот, возможно, мой космополитичный взгляд на жизнь. Я ведь не очень люблю границы. Классно было бы жить без границ, как люди мира, но мы вынуждены сейчас быть с границами.

Кроме того, сейчас мы работаем над видеоклипом на мою вторую песню "Голливуд". Там хочется сделать немного специфическую хореографию, но нужны хореографы, танцовщицы. Ребята еще есть, а девушек вообще нет. Очень мало, их можно сосчитать по пальцам. Поэтому ищу танцовщиц. Интересно же будет ребятам на фронте увидеть, что EL Кравчук приехал, и с ним две девочки из балета. Понимаешь?

В своей песне "Домой" вы призывали украинских женщин возвращаться на Родину. Что побудило написать этот трек? Сейчас в контексте мобилизации много разговоров о необходимости возвращения не только женщин, но и мужчин, покинувших страну…

— Честно говоря, видел за границей немного мужчин. Но считаю, что многие планируют вернуться в Украину. Вот, например, история из нашей артистической жизни. У нас с Андреем Данилко есть друг из его коллектива — очень молодой трубач. К сожалению, сначала войны он испугался и остался за границей после гастролей. А сейчас очень хочет вернуться и что-то сделать для страны. Но возникает вопрос: "Что сделать? Как вернуться?".

И я слышу это не только от него. Действительно есть мужчины, которые на момент вторжения работали за границей, а теперь очень хотят вернуться. Но как это сделать? Наверное, боятся, что им грозит служба в армии. Однако в армии нужны разные люди.

У меня отец был военным, преподавателем, так что я жил в воинских частях и видел, какая там огромная инфраструктура. Солдатам нужно есть, ездить, обеспечивать одеждой и т.д. Многие профессии есть, что там делать, и не надо бояться. И на трубе в армии тоже нужно играть.

Но я считаю: если это хороший музыкант, который в таких известных коллективах работает, то он более полезен на сцене, потому что тыл тоже должен быть. Это очень большая ошибка – призывать всех без разбора. Когда я читаю комменты у себя в соцсетях, где говорят: "Почему ты не служишь? Иди служи!". А я служу, действительно служу, у меня две медали уже есть. Служу своей песней, мое оружие — мой микрофон. Не знаю, может это не очень корректно говорить, но я тоже готов петь там, где рискованно. Я хочу ездить в армию как мужчина и певец, на самый передок.

Вместе с тем, очень верю, что мужчины за границей мечтают, чтобы приняли нормальный закон, который поможет им легально вернуться, красиво отдать долг государству, отработать свою "вину" и спокойно вернуться домой.

У вас была длительная творческая пауза, после которой произошел громкий возврат в шоу-биз с релизом двух альбомов. Кто вернул Вас на большую сцену и трудно ли было снова набирать обороты, ведь в публичной плоскости было немало скепсиса, насмешек и даже мемов?

— На сцену меня вернули друзья и поклонники, которые писали и звонили по телефону, говорили: "Мы понимаем тебя и ходим на твои концерты в Берлине. Мы видим, ты нормально живешь. Но это клубы. Ты имел огромные аудитории в Украине. Почему ты там, в Берлине?". А я им отвечаю: "Я в Германии могу петь, что хочу. Там все спокойно".

И мне очень тяжело было возвращаться. Ибо, например, "Радио Киев" превратилось в хаб, в котором работали люди со всего СНГ. Я приходил на радио, а там, например, люди из Белоруссии. Откуда они знают, кто такой Кравчук и что у меня своя история в жизни?

"Мне очень тяжело было возвращаться"
"Мне очень тяжело было возвращаться"

Я приношу им свою песню, а они смотрят на трек как на новые ворота. И все. Что я буду рассказывать им? Также помню разговор с менеджером на канале СТБ, который хотел снимать обо мне программу "Моя правда". Она с первой встречи говорит мне: "Знаешь, Андрей, я вообще люблю Домогарова, Женю Миронова (российские актеры. — Авт.)". А я ее перебил: "Увольняйтесь, что вы здесь делаете?! Передачу обо мне? Нет, не будет". Я так и не подписался на это, и этой программы не было. С кем мне было работать? Если она любит Домогарова, то что она обо мне снимает? В каждой работе нужна любовь, уважение к человеку и не только.

Многие звезды также порой сталкиваются с хейтом из-за песен, стиля жизни и т.д. Что помогло Вам противостоять этому?

— Иногда хейт – это интересно. Люблю хейт в Интернете. Потому что есть время подумать, что ответить. Очень не люблю, честно говоря, хейт в жизни, когда люди говорят что-нибудь обидное в лицо. Неприятно, что тебя унижает. Мы друг друга должны уважать. А интернет дает нам возможность действовать анонимно и писать что угодно. Обо мне писали просто абсурдные вещи.

Иногда мой менеджер Андрей посылает смешные штуки. Не могу понять, как это вообще можно придумать? Я бы тоже хотел. Если бы я это придумал и распространял намеренно, то это была бы другая история. Есть артисты, которые пытаются намеренно придумать мемы. К примеру, Мадонна, которая делает все, чтобы о ней постоянно писали, чтобы меломаны все эти годы ходили на ее концерты. И она не гнушается ничем. У меня все по-другому.

А были ли обиды или хейт из-за зависти или конкуренции? Чувствовалось ли это в личном общении с нашими звездами?

— Если честно нет. Совершенно. Потому что я всегда работал. Когда была пауза в творческой и публичной жизни, я работал. Все равно были концерты, корпоративы, мы виделись в Украине на съемочных площадках и новогодних огоньках. Все равно я был в (публичном) пространстве, но не очень навязчивом.

Но однажды я услышал такую шутку о себе и этот случай запомнил. Сидим мы с Лилией Подкопаевой на концерте "95-го квартала", а Володя Зеленский едва ли не в каждом своем предложении говорит: "Конечно, EL Кравчук и Лилия Подкопаева были на том мероприятии. А на этом, конечно, EL Кравчук и Лилия Подкопаева". То есть, насмехался над нами как тусовщиками.

А тогда как раз был такой период, когда Лилия появилась только в Киеве. Я хотел ей показать все, что можно – от Оперного театра до всех вечеринок. И мы много ходили куда-нибудь.

Лилия все же олимпийская чемпионка и имеет право на тусовки. Я, к сожалению, не олимпийский чемпион и не имею права. А я ей говорил: "Лилия, стоп, игра! Ходи с девушками или сама. Я буду делать музыку". Потому что я не могу, чтобы обо мне писали как о тусовщике, а не певце. Это что-то не очень хорошее. И из-за этой шутки немного притормозил свои частые выходы в свет.

Об "отравлении" Ани Лорак

Раньше вы тоже дружили с Ани Лорак и многими другими пророссийскими звездами отечественной сцены. Давно разговаривали/виделись с Каролиной? Почему, на ваш взгляд, она заняла такую антиукраинскую позицию?

— С Лилией Подкопаевой общаюсь и сейчас, да. А с Ани Лорак – нет. Не знаю, что с ней произошло, это вообще "яд" какой-то, превративший ее в чудовище. Так низменно упасть! Я понимаю, что могут быть какие-то обстоятельства, но вообще никому бы этого не пожелал. Это касается и некоторых других артистов, тоже так низко упавших. Говорю о людях, родившихся в Украине, которым Украина все дала, и тут такое делать.

В то же время они знают правду и что такое справедливость. Все точно знают. Я в этом уверен. Это не иллюзия и не таблетка, которую съедаешь и забываешь все, что было дома. Ты не забудешь ни материнского языка, ни материнского молока, ни этих ночей, ни Днепра. Я никогда не забуду. Я так люблю Киев!

Поэтому верю, что никакие американцы, ни кто-то другой, кто нам помогает, не защитят лучше нас самих. Тех, кто поддерживат Украину, конечно, можно поблагодарить. Но если будет какая-то экстремальная ситуация в Украине, мы все станем снова. Я верю в это без лишних слов.

А как украинцам настроить себя в столь трудные времена на позитив и оптимизм? Как сами боретесь со стрессами и какой можете дать совет?

— На позитив настраиваться не нужно. И на оптимизм тоже. Это, знаешь, "переборчик" во время войны. Такой оптимизм, когда все вокруг положительные, — это уже из другой жизни. Теперь просто нужно верить в Победу и спокойно делать свое дело. Я считаю, что украинцы очень трудолюбивые люди, и они счастливы, когда работают. В труде они открываются на 100%.

О Виннике и "люстрации" звезд-предателей

Какое будущее вы видите для артистов, которые покинули Украину после вторжения. К примеру, Олег Винник? И что делать с перебравшимися в Россию предателями (условно, Анной Асти)?

— С ними ничего не нужно делать. Нужно ли их "люстрировать", удалить их песни со всех баз или что-нибудь такое? Не знаю. Если люди не любят этих звезд, они не слушают их песни. Композиции сами исчезнут куда-нибудь по неинтересности. Я думаю, что их не будут слушать.

А провести кардинальную ревизию репертуара или финансовую, учитывая выступления некоторых беглых звезд в РФ?

— Я вообще не хочу о них думать и общаться с этими предателями, кто так поступил. Я видел недавно Джанго (экс-киевлянин и путинист Алексей Поддубный, более известный под сценическим псевдонимом Джанго, поддержавший полномасштабное вторжение РФ в Украину. — Ред.), и был в шоке. Я ведь не знал, чем он занимается. Вообще не интересовался им. И тут видишь рожу знакомую рядом с Путиным. Ты же киевлянин! Больной, что ли? Это просто шизофрения, честно. Знать все, здесь жить, а потом предавать.

"В каждой работе нужна любовь, уважение к человеку и не только"
"В каждой работе нужна любовь, уважение к человеку и не только"

История произведет эту ревизию. Она делает это всегда, выбирая лучшее из песен, произведений, живописи, музыки, поэзии.

А с Винником, что случилось, и что с ним будет дальше?

— Винник вообще имел малое отношение к Украине. Много лет работал в Германии до того, как появился в Киеве. Уже там была карьера, пел в театрах. По-видимому, он вернется к этому, когда он выступал на немецкой сцене раньше. И будет жить, как жил до того, как решил пару лет в Киеве работать и пару миллионов евро вывезти в Европу после выборов. И все.

Будет интересно, когда узнают, сколько он заработал на этих выборах, где все проиграли. Никто там не выиграл, но деньги заплатили.

Едва ли не все проукраинские артисты делают римейки на свои бывшие российские хиты. Как вы к этому относитесь? Не портятся ли эти песни из-за перевода? Почему раньше украинские артисты в первую очередь осваивали российский рынок?

— Есть тонкости перевода, это точно. Но есть песни, наоборот, созданные на украинском, а затем озвученные на русском. Например, мой трек "Голливуд" изначально был написан на украинском. Потом я принес его на "Русское радио", мне сказали: "Нет, нельзя! Только на русском. Переводи". С писательницей Машей Штельмах делали этот перевод. А все равно лучше и ритмичнее было на украинском.

Сейчас Борис Гринев сделал очень классный текст на "Голливуд". Эта композиция будет как новая современная песня и такая, какой должна была быть в то время. А есть песни, которые, может быть, и не надо переводить в публичном плане.

К примеру, есть концертная программа. Ты очень любишь какую песню, хочешь ее услышать. Ее поют на концерте на украинском языке. Или есть песня "Дорогой длинною, да ночкой лунною". Ее поют на французском языке, итальянском, английском и т.д. В 1968 году она одержала победу на Евровидении. (На самом деле Пол Маккартни предложил молодой певице Мэри Хопкин выполнить сингл на мотив известного романса Those Were The Days, вышедшего 20 августа 1968 года, возглавил британский хит-парад, сместив с вершины битловский Hey Jude, и продержался на вершине шесть недель. В США песня поднялась до № 2. — Ред.) Тогда еще не было запрета петь старые песни. Почему она не может звучать и на украинском?

(Напевает) Шляхами довгими, ночами темними. Та співам тим, що в серці вогнянім. Та старовинною, та семиструнною, яка ночами мучить так мене.

Красиво звучит, интересно.

– Скажи! Может быть, она так написана была. Откуда мы знаем, как это было в то время, когда ее создавали. Потому и Булгакова все же спокойнее нужно воспринимать. Это сейчас не на первом месте. В моем списке этот вопрос — на последних местах. В моем списке на первых местах – Победа, армия, выборы, президент, поддержка (Запада). То, о чем люди говорят.

Еще одна история всплыла, которая меня затронула сегодня, и которая касается тех, кто интересуется современной украинской живописью или модерным искусством (я интересуюсь, потому что сотрудничаю со многими художниками как модель во многих проектах).

Мне кажется, что несколько человек делают выставки некой сомнительной художницы (по качеству, по всему), так активно разгоняя ее имя. Но это невеста некоего мужчины, укравшего много денег в армии. Сейчас он пытается сделать из нее художницу, легализовав таким образом эти деньги. Одна ее картина стоит 100 тысяч долларов.

Кто ты такая?! У нас есть огромные художники классные. Их работы не стоят столько. Что вы делаете?! Разгон этого для легализации денег? Хотя есть немало настоящих художников, желающих развивать современное искусство, а не пользоваться им как прикрытием. Это уже скандал.

Для справки

  • EL Кравчук, настоящее имя которого Андрей Остапенко-Кравчук, родился 17 марта 1977 года (сейчас ему 46 лет) в литовском городе Вильнюс. В 1989 году семья переезжает в Киев, где Андрей закончил школу и поступил киевское Музыкальное училище имени Глиера. Одновременно учился и в Университет имени Драгоманова на историческом факультете.
  • В 1995 году Андрей Кравчук победил на международном конкурсе "Червона Рута". Тогда же и начал свою музыкальную карьеру и запись первого альбома. В 1997 году вышел его первый альбом "Нічий". Всего в наработке артиста 9 альбомов, из которых 7 он выпустил до творческой паузы, и еще два с 2021 года.
  • В начале 2000-х EL Кравчук (где EL — значит электронный), был очень популярным и востребованным артистом, он участвовал в разных телешоу, делал успешные дуэты (например, с Веркой Сердючкой) и даже снимался в фильмах и сериалах, делал мюзиклы. Однако после громкого успеха артист на долгое время "пропал с радаров" украинского шоу-бизнеса. И только в последние годы возобновил свою творческую деятельность.

*О любви к истории, изучении украинского и Фарион, провокации Скрябина, Петлюру и перевоплощении в Тараса Шевченко читайте во второй части интервью с EL Кравчуком на "Телеграфе" завтра утром, во вторник 23 января.