Я проснулся в оккупации. Россияне расстреляли автомобиль с детьми. Сбежал огородами и ушел в ДШВ, – невероятная история десантника
- Автор
- Дата публикации
- Автор
Ветеран мечтает о "золоте" Паралимпиады
Когда 28-летний десантник из Николаева Владимир Дзюбинский позвонил по телефону любимой девушке Оксане из больницы Мечникова и сообщил, что им лучше разойтись из-за его тяжелого ранения, она лишь ответила: "В Днепре увидимся". Именно эта женщина станет для военного не просто женой, но главной опорой в борьбе за полноценную жизнь после ампутации. Сейчас ветеран воспитывает новорожденного сына, помогает армии и даже готовится к Паралимпийским играм. Свою историю мужчина рассказал "Телеграфу".
Маруновый берет и бегство из оккупации
В 14 лет николаевец увлекся спортом: академической греблей. Благодаря настойчивости и таланту Владимир Дзюбинский попал в олимпийскую сборную, завоевал медали на европейских соревнованиях, был финалистом мировой гонки и многократным чемпионом Украины.
Но потом мужчина решает круто изменить свою жизнь и пойти работать в полицию.
– Еще с детства я хотел носить маруновый берет. Впоследствии появилась возможность попасть в подраздел "КОРД", а там ребята носят такие же, и меня это все заинтересовало, – рассказывает Владимир.
Через некоторое время мужчина покинул службу, работал за границей. В конце 2021 года он вернулся в Украину и в феврале 2022 года собирался снова уезжать. Но накануне решил посетить друга в селе на Херсонщине.
– Мы хорошо погуляли, отдохнули, а к утру 24 февраля 2022 года мы уже оказались в оккупации. Зашла техника, на здании сельсовета россияне вывесили свой флаг. Я понял, что началась война, – вспоминает военный.
Мужчина немедленно сжег военный билет с записью о службе в спецподразделении и все документы, кроме паспорта. Во время допросов рассказывал, что работает на почте.
– Они ввели комендантский час и вечером патрули ходили по домам и проверяли, чтобы мы все сидели дома. Забрали все телефоны, раздевали до трусов, искали татуировки, – говорит Владимир.
То, что в деревне никто не знал о прошлом мужчины, спасло ему жизнь. Оккупанты регулярно собирали местных жителей и промывали им мозги.
– В обед люди собирались в центре набрать воды, и россияне в это время проводили политинформацию: рассказывали, что Киев упал еще немного, и будет захвачен Николаев, Одесса и вся Украина будет их. Приглашали даже к себе служить на контракт, – добавляет ветеран.
Однажды Владимир пошел на окраину села, чтобы поймать мобильную связь. Там вдали стоял вражеский блокпост. То, что он увидел, поразило мужчину на всю жизнь.
– В то время по селу пошел слух, что за 2 тысячи долларов за человека можно выехать из села. Я увидел, как к блокпосту подъехал старый автомобиль. Там был мужчина, женщина и двое детей. Мужчина вышел, о чем-то поговорил, наверное, деньги отдал. Потом сел в автомобиль, поднялся шлагбаум, семья тронулась, проехала метров сто и по ним начали работать два пулемета. Я был в шоке, увидев это, – говорит собеседник.
Владимир окончательно решил: нужно вырываться из оккупации. Когда ВСУ начали обстрел села, чтобы выбить оттуда окупантов, воспользовавшись хаосом, мужчина скрылся.
– Не долго думая огородами, я пошел в сторону Николаева, – вспоминает военный.
"Час перемирия", – кричали россияне во время боя
Неделю Владимир просидел дома, но бездействовать не мог.
– Родителям стал рассказывать, что нет смысла сидеть дома, нужно искать какую-нибудь работу, а сам позвонил бывшему командиру, чтобы вернуться в "КОРД". У меня же были навыки, – говорит мужчина.
Попасть в родное подразделение не удалось. Военная судьба приготовила для мужчины новое приключение: десантно-штурмовые войска. Владимир получил позывной "КОРД" и после двух недель обучения стал готовиться к первому боевому выходу в Донецкой области.
– Пришел получать оружие: дали АК, три магазина, бронежилет на несколько размеров больше, и котелок (типа каска) в котором лучше кашу варить. И такой я заехал в дом в штурмовую группу. Ребята говорят: "Ты шутишь? Это и все что у тебя есть? Ну ладно, сейчас пойдем на штурм и там тебе что-то наколядуем, – шутит ветеран.
К тому времени россияне зашли на окопную линию ВСУ, забрали пятерых бойцов, раздели и убили. Штурмовикам нужно было вернуть утраченные позиции.
– Что тут сказать… Конечно, было стрьомно. Я не понимаю тех людей, которые не боятся, это невозможно. Я привык к штурмовым действиям в городе, нас к этому готовили в КОРДе. В городе есть хоть какие-то стены, а здесь тебя завозят в лес, у тебя вокруг только деревья, которые прошивают пули, и песок под ногами, – признается десантник.
После первого штурма Владимир таки "красиво оделся" и смог "наколядовать" себе и оружие и снаряжение.
– И уже на следующий свой штурм я шел, и у меня было 18 магазинов, хороший автомат, нормальный бронежилет и каска. Был "рексом", как и другие ребята, — смеется боец.
За время службы военный был в самых горячих точках фронта: Бахмут, Соледар, Лиман, Кременной лес. И противник случался разный. От откровенного "мяса", которое русские использовали как приманку:
– Запускали двух-трех п*идаров, чтобы они бегали перед нами, и хочешь не хочешь, ты будешь обращать на них внимание. А в это время заходила разведка со спины и просто резала наших ребят. А ты не можешь пулеметом работать по тылам, потому что там твои ребята, – говорит Владимир.
До более профессиональных вагнеровцев и российского ВДВ.
– ВДВ разбирались в войне и работали прямо по книге. Помню такую ситуацию: мы вели бой больше пяти часов, идет жесткая перестрелка, потери с обеих сторон. Враг буквально в нескольких метрах от нас. Как вдруг кто-то из них кричит: "Мы вам не предлагаем сдаться, мы предлагаем час перемирия". Мол, согласно правилам войны, можно сделать перерыв на обед или переформирование. Что это за такие приколы? Наш командир крикнул им, что мы согласны, а сами готовы, ждем подвоха. А они действительно снимают каски, бронежилеты, складывают оружие, поднимаются в полный рост, достают сигареты. Мы тогда очень сильно удивились. А через час мы снова начинаем работать. Прямо как в компьютерной игре: захотел попить, поставил на паузу, пошел, сделал чай себе и дальше играешь, – вспоминает военный.
"В Днепре увидимся"
За время службы Владимир был дважды ранен. Во время второго ранения в спину мужчину отправили на лечение в Киев. Там он познакомился со своей будущей женой Оксаной. Но как только романтические отношения в паре начали расцветать, через две недели десантнику снова придется отправляться на войну, где Владимир получит третье ранение, самое трагическое.
– Я приехал на боевые позиции, готовился к штурму. Разведка сообщила, что над нами летает вражеский дрон, и он нас увидел. Мы решили немного отойти, но в этот момент по нам начал работать российский танк. И точно так. Приехал БТР, мы на него запрыгнули, и в это время метрах в шести от нас ложится снаряд, – вспоминает ветеран.
У побратима от взрыва отлетела каска, а Владимиру обломками серьезно повредило ногу.
– Меня отбросило, но сознания я не потерял. Стал накладывать себе турникет и очень сильно кричал, ведь было очень больно. Но я еще не понимал, что ногу не спасти. Помощник водителя мне говорит: "КОРД", у тебя с ногой все очень плохо". Я подумал, что он прикалывается, ну как так, я же чувствовал ногу. Тем более, я же накладывал турникет. Только я тогда не обратил внимания, что у меня нога то есть, но в другую сторону развернута, — говорит военный.
Через три часа десантник уже был в травмпункте. Там на ногу наложили аппарат наружной фиксации, что давало надежду на спасение конечности. Автобусом военного повезли в Днепр в больницу Мечникова. Мужчина решил позвонить любимой Оксане и сказать, что им нужно разойтись из-за ранений. Но девушка категорически отказалась бросать мужчину и только сказала: "В Днепре увидимся".
Когда раненый десантник добрался до больницы Мечникова, медики поставили его перед жестким выбором.
– Заходит врач, дает мне бумажку и говорит: "У тебя есть полчаса на раздумья, чтобы мы тебе ампутировали ногу". Но я сразу подписал этот документ, и меня забрали на операцию, – говорит военный.
Когда же Владимир очнулся после операции, то первое, что увидел – отсутствие ноги. А вокруг такие же военные с тяжелыми травмами.
– Лежу, смотрю вниз, а ноги нет. И в этот момент входит Оксана. У меня сразу же улыбка на все тридцать два, – вспоминает боец.
Девушка практически все время находилась рядом с любимым, спала на стульях в больнице и не отходила от Владимира ни на шаг. Мужчина признается, что именно ее поддержка помогла ему не отчаяться.
– Рядом с Оксаной я вообще не думал, что у меня ампутация и ноги нет. Она мне не давала об этом думать, заставляла решать, где и как я буду протезироваться, какие протезы лучше. Каждый день она придумывала что-то новое, чтобы я даже не думал о том, что не хочется жить, – объясняет Владимир.
Кроме жены, ветерана поддерживала спортивная семья, не оставляли и приезжавшие прямо с фронта побратимы. Но, к сожалению, нога заживала плохо, поэтому мужчине пришлось пережить две реампутации. Однако уже через год лечения ветеран впервые примерил протез.
– Если честно, то сначала было тяжело даже просто надеть этот протез. Потом становиться тяжело, потому что очень больно. Жена меня сильно мотивировала. Она смотрела за моей походкой, исправляла меня, заставляла не лениться. Если бы не она, то я бы долго учился ходить, – говорит ветеран.
А сегодня у Владимира уже пять протезов: беговые, электронные, механические.
– Я могу бегать, заниматься спортом и, в принципе, у меня полноценная жизнь. На протезе я сейчас как на своей родной ноге. Когда я хожу в штанах, то вообще не заметно даже, – говорит мужчина.
Недавно в семье Владимира и Оксаны родился сын, поэтому сейчас военный воспитывает малыша и занимается семьей. А еще ветеран ездит в учебный центр, где рассказывает о своем опыте и проводит уроки для молодых бойцов. Более того, Владимир вернулся в спорт высоких достижений и попал в паралимпийскую сборную из параканоэ.
Он вдохновенно готовится к Паралимпийским играм 2028 года в США, чтобы в его честь в Лос-Анджелесе раздался гимн Украины.
Получить помощь украинцам с инвалидностью можно на сайте организации EnableMe Ukraine. Вы можете задать вопросы эксперту и получить бесплатную помощь в сообществе EnableMe .