По рации передали: эвакуации не будет. По минному полю тащили... на "кравчучке" – голливудская история спасения ветерана

Читати українською
Автор
Владимир Чернега Новость обновлена 15 декабря 2025, 09:36
Владимир Чернега. Фото Коллаж "Телеграфа"

Ветеран не просто вернулся к полноценной жизни, но и занялся боксом

"Представление о войне у меня формировалось из фильмов, где бессмертный Терминатор всех уничтожает, но в реальности все иначе", – говорит 25-летний ветеран из Ивано-Франковска Владимир Чернега. Впрочем, история парня похожа на кинематографический сюжет, ведь после получения тяжелого ранения военный больше суток не мог выбраться из-под обстрелов и его эвакуация превратилась в остросюжетную историю, которую боец рассказал "Телеграфу".

"Хотел принять участие в исторических событиях"

Владимир Чернега еще с юных лет мечтал стать военным. После школы поступил в институт на "Кибербезопасность", но с учебой не сложилось, поэтому парень отчислился и пошел служить срочную службу в воздушных силах.

После демобилизации Владимир попал на работу в банк, где и работал до начала полномасштабного вторжения.

- А 24 февраля 2022 года в пять часов утра друг меня разбудил и говорит: "Война началась". Как война? Конечно, в медиа об этом говорили, но я до последнего не верил, что в ХХІ веке может быть такая большая и страшная война, – рассказывает мужчина.

Впрочем, поначалу Владимир не осознал всей серьезности момента. На этот день он с другом запланировал путешествие в Чехию, поэтому ребята решили ничего не отменять, сели в автомобиль и поехали в сторону границы.

– Я увидел много военной техники на дорогах и меня как-то в этот момент душой потянуло ко всему этому. Я понял, что тоже хочу участвовать в этих исторических событиях. И говорю другу: "Поехали обратно в Ивано-Франковск, выпьем кофе и я пойду в военкомат", – вспоминает ветеран.

Сказано – сделано. Владимир попал в 10-ю отдельную горно-штурмовую бригаду "Эдельвейс". Сначала служил на Волыни, дежуря на границе с Белоруссией. Затем была Киевщина и Донетчина.

– Первые боевые выходы это на адреналине, эмоциях и патриотизме. Плюс ты еще не понимаешь, что может с тобой случиться, ведь представление о войне формировалось из фильмов, где бессмертный Терминатор всех уничтожает. Но чем больше у тебя боевых выходов, тем больше у тебя опыта, соответственно, страшнее перед каждым выходом, ведь ты уже знаешь реальность войны, – объясняет мужчина.

Характеризуя врага, ветеран отмечает, что хотя в российской армии и хватает обученных военных, основная их мотивация – деньги.

– Просто за подписание контракта до 50 тысяч долларов. А воюют, в основном не высокообразованные люди – батраки. Они сидят в кредитах, им нечего делать, а здесь тебе дают легкие деньги. Поэтому они и идут воевать, – говорит Владимир.

"По рации передали – эвакуации не будет"

Впоследствии боец перевелся в Третью штурмовую и отправился воевать на Харьковщину, где в августе 2024 года и получил тяжелое ранение.

В тот день Владимир вместе с побратимами заходил на позицию, которая сразу же "горячо" встретила военных.

– Только мы сбросили вещи с пикапа, как мгновенно начался обстрел из миномета, – рассказывает ветеран.

Военные быстро скрылись в окопах, а уже на следующий день получили команду переместиться на другую позицию в лесополосе. Мужчинам нужно было двинуться открытым полем мимо кучки подбитой техники. Дорога, конечно, была заминирована, а над головой висели вражеские дроны.

– Поэтому это расстояние в 300 метров нужно было пройти как можно скорее, ведь укрытия никакого не было. Если дрон к тебе подлетит, то ты уже потенциально двухсотый или трехсотый, – объяснил собеседник. – Передо мной шел парень, он крикнул: "Смотрите под ноги, здесь мины". И не дойдя метров сто до лесополосы, я наступаю на мину… Сразу состояние шока. Первая мысль – не хотелось верить. Два года провоевать и наступить на долбанную мину… Ну как? Смотрю на ногу: обувь разорвана, а передней части ступни вообще нет.

Владимир оказался на открытом участке посреди поля. Требовалось срочно найти укрытие. Мужчина наложил себе турникет, однако идти уже не мог. Боец попытался использовать в качестве костыля автомат, но через несколько шагов упал, потеряв равновесие. Наконец, побратимі помогли ветерану и затащили его в блиндаж, который был настолько маленьким, что скорее похож на нору в земле.

– Сначала не было больно. Когда меня затащили в ту нору, мозг понял, что я оказался в плюс-минус безопасной обстановке и тогда началась настоящая боль. Это было просто ужасно: пять минут ощущалось как час. Да я думал, ну ладно, сейчас 2-3 часа перетерплю, а там приедет эвак и заберет меня, – вспоминает Владимир.

Но потом по рации передали – эвакуации не будет! Надо терпеть до завтра! Для раненого мужчины это стало настоящим ударом и только сильное обезболивающее хоть как-то помогло военному справиться с болью.

На следующее утро ветеран выбрался из блиндажа и заполз в подбитый БТР, ожидая эвакуации. Владимир рассчитывал, что за ним приедет техника, но вместо нее появились трое побратимов.

– Я спрашиваю: "Ребята, а вы тоже на эвакуацию?" Они отвечают: "Да нет, мы прибежали тебя унести. Сейчас будем тебя на тележке вытаскивать". А тележка такая, как "кравчучка" с которой бабушки на базар за картофелем ходят. Я тогда подумал, что все меня оттуда уже не вытащат. Ну как это на тележке, по открытому полю, под дронами… – рассказывает ветеран.

Но побратимы справились. Они дотянули мужчину до более безопасной позиции и стали ждать БТР, который под обстрелами уже выдвинулся для спасения Владимира.

– Меня вынесли из лесополосы и положили на землю. Я уже стал слышать звук двигателя, я вижу технику, она до меня не доезжает метров 30… и подрывается на мине. Все, никто никуда не едет, – говорит военный.

Мужчину снова занесли в блиндаж, но оставаться там было опасно, поэтому побратимы решили продолжить операцию "кравчучка" и более двух километров раненого военного тянули до точки эвакуации. В итоге спасение Владимира длилось более 30 (!) часов.

"Первый бой в боксе, как первый выход на позицию"

А дальше последовал стабилизационный пункт и госпиталь в Харькове, где и произошла ампутация травмированной ноги. Впрочем, мужчина уверяет, что это не явилось для него трагедией.

– Я был на позитиве и проблем у меня не было. Надо в жизни отталкиваться от того, что у тебя есть сейчас. Не надо сожалеть, что потерял ногу. Напротив, нужно было думать, как действовать в ситуации, в которой ты уже оказался. Я понимал, что сейчас технологии развиты, можно себе поставить хороший протез и жить полноценную жизнь, – объясняет военный.

По большому счету так и произошло, после заживления ран боец буквально через три недели овладел ходьбой на искусственной конечности.

– И сейчас я утром проснулся, надел протез и так до самого вечера. Не использую ни костыля ничего такого. У меня нормальная, ровная походка и посторонний человек даже не заметит, что я на протезе, – подчеркивает мужчина.

А впоследствии, Владимир настолько уверенно научился держаться на ногах, что занялся боксом! Ветеран выступает на большом ринге и, по его словам, получает истинное удовольствие от испытания себя на прочность.

– Первый бой, наверное, как первый выход на боевую позицию. Ты просто не очень понимаешь, что с тобой происходит. Но лучшие эмоции после боя: вдохновение, чувство силы духа и хочется становиться только лучше. Чувства классные. Это дает азарт, адреналин, то есть именно то, в чем и нуждаются сейчас военные после боевых действий, – резюмирует ветеран.

Кроме того, с протезом Владимир научился управлять автомобилем, вернулся к работе в банке и наслаждается полноценной жизнью.

Получить помощь украинцам с инвалидностью можно на сайте организации EnableMe Ukraine. Вы можете задать вопросы эксперту и получить бесплатную помощь в сообществе EnableMe .