Охота на людей: как российские дроны превратили Херсонщину в зону выживания и спасут ли антидроновые сетки
- Автор
- Дата публикации
- Автор
- 856
Глава ГВА Херсона рассказал, почему пострадавших из некоторых районов города эвакуируют только полиция и волонтеры
В Херсонской области жизнь превратилась в ежедневную борьбу за выживание под постоянным гулом дронов. Российские войска применяют самые разные беспилотники: квадрокоптеры DJI Mavic, FPV-дроны и самодельные аппараты со сбрасывателями боеприпасов. Взрывчатка, противопехотные мины, "начинка" из металлического лома — это то, что все чаще падает во дворы, на рынки, дороги и даже кареты скорой.
Как выживают местные жители и что держит их в городе? Как тактика двойного удара работает против спасателей и действительно ли вызвать карету скорой помощи просто невозможно? Какие средства защиты и помощи вводят местные власти и почему все равно призывают к эвакуации? Об этом "Телеграф" расспросил непосредственно у жителей Херсонщины и начальника городской военной администрации Ярослава Шанько.
Российская рулетка
28 июня, в День Конституции, супруги из Херсона собирались на обычную еженедельную поездку — купить питьевую воду в ближайшем магазине. Всего 350 метров от дома. Но в этот раз обыденное дело едва не закончилось трагедией.
"Мы ничего не почувствовали и не увидели. Просто вдруг произошел взрыв", — вспоминает Валентина в разговоре с "Телеграфом". Российский дрон целенаправленно атаковал их машину. Полетело стекло, все вокруг окутал дым, загорелась сухая трава на обочине.
Муж мгновенно понял, что надо бежать: "Беги, вызывай скорую! Я отойду от машины, потому что будет второй дрон, как они обычно делают". Тактика двойного удара стала привычной для вражеских операторов — сначала ударят, а потом ждут спасателей.
К счастью, по дороге ехали другие люди из села Дарьевка, расположенного примерно в 23 км от города. Увидев взрыв, они развернулись и устремились на помощь. Пока Валентина пряталась под крышей магазина, чтобы вызвать скорую, незнакомцы пересадили раненого мужчину в свою машину и увезли в больницу. Ему пришлось перенести операцию по удалению двух осколков из бедра. Женщина получила сотрясение мозга.
На следующий день беспилотник снова прилетел на ту же улицу — туда, где расположен рынок. Супруги поселились в поселке недавно. Их жилье в Херсоне было разрушено в результате обстрелов.
Это новая реальность Херсонщины после освобождения. Утратив контроль над городом, российские войска систематически атакуют его из всех типов вооружения. В последнее время к артиллерии, минометам и ракетам добавились интенсивные обстрелы дронами-камикадзе.
Удары прилетают повсюду: по гражданским автомобилям на дорогах, по транспортным остановкам в центре Херсона, по спасателям и работникам коммунальных служб, по магазинам, по прохожим на велосипедах и, конечно, по жилым домам. С дронов атакуют даже беззащитных собак и кошек. Тактика врага ясна – парализовать жизнь города и превратить каждый день в русскую рулетку.
"Дом моего соседа россияне обстреливали четыре ночи подряд. По пять-шесть сбросов за ночь, — рассказывает "Телеграфу" херсонский волонтер Елена Ковальская. — Сначала они бросают сброс со взрывчаткой, потом — зажигательные. Очень много домов так сожгли. Тушить нет воды".
В ее районе уже несколько раз атаковали кареты скорой помощи. Поэтому сегодня медики и пожарные почти не приезжают. Иногда люди ждут помощи до трех часов. Прямо на улицах можно увидеть тела погибших. Женщина живет в восточной части города.
Херсонка Татьяна Виниченко также описывает ситуацию в городе как очень тяжелую.
"Экстренные службы пытаются работать, однако это не всегда возможно. В некоторые районы они физически не могут добраться — по дороге могут быть уничтожены дронами или артиллерией. Часто бывает, что службы только приезжают на место, как сразу начинается повторный обстрел по ним", — говорит женщина.
Она отмечает, что оккупанты действуют жестоко. Для них не имеет значения, ребенок это или пожилой человек. Не секрет, что агрессор пытается уничтожить украинцев.
"Как нам удается жить? Это уже, скорее, риторический вопрос, — вздыхает женщина. — У каждого херсонца есть свои причины оставаться здесь. Мы пережили оккупацию. Мы никого не звали и никаких "освободителей" не ждали. Херсон это наш родной город. Не будет людей — не будет и города".
По ее словам, жители привыкли к рискам и живут, как и вся Украина.
"По звуку можем определить, что именно летит — "Мавик", FPV-дрон, разведчик или артиллерийский снаряд: "Град", танк или арта. Херсонцы стали как одна большая семья — поддерживаем друг друга в самые трудные моменты", — говорит Татьяна.
Как рассказывает еще одна жительница Херсона, вопреки постоянным обстрелам, в городе работает детская библиотека, а в подземном спортзале даже занимаются люди. Когда пылают поля, все выходят тушить вместе.
"Людей призываем эвакуироваться"
О том, какова оперативная ситуация и действительно ли некоторые средства защиты вскоре могут спасти больше жизней, "Телеграф" узнал из первых уст у начальника городской военной администрации Ярослава Шанько. Этот пост он занимает с 3 июня 2025 года.
По словам чиновника, военные фиксируют все большее количество запущенных дронов по Херсонской общине. Если сравнивать с прошлым месяцем, то россияне еженедельно запускали 800 беспилотников. В июле же этот показатель вырос до 1000, а также 1200 БПЛА. Впрочем, силы обороны постоянно работают над противодействием и удается уничтожать около 80% вражеских дронов.
Основными целями для операторов остаются объекты критической социальной и гражданские.
"Только за период с начала июля [разговор с главой ГВА происходил в четверг, 17 июля] в результате дроновых атак в Херсонской общине пострадали более 80 человек, еще 7 погибли. Община расположена всего в 2-4 километрах от линии фронта, в зависимости от конкретной точки. Из-за этого и община, и сам город находятся под постоянными обстрелами из всех типов вооружений", — говорит он.
По словам Шанько, сегодня действительно не каждый район Херсона может дождаться скорой или спасателей — добраться до прибрежных территорий, Антоновки или Садового часто просто опасно. Однако, несмотря на постоянную угрозу, экстренные службы работают на грани своих возможностей.
"Иногда раненых эвакуируют в медучреждения сотрудники полиции и волонтеры, за что им искренняя благодарность", — сообщает глава городской военной администрации.
Он отмечает, что в общине работают все мобильные операторы, а большинство населенных пунктов подключены к оптоволоконному интернету. В то же время из-за постоянных обстрелов и атак дронов возникают перебои со связью и повреждение сетей. Технические специалисты, с учетом ситуации безопасности, пытаются оперативно ликвидировать аварии, проводить ремонт и восстановление. Однако в некоторых локациях добраться до места разрушений так же сложно, как и до пострадавших.
"Что же касается жизни людей в таких условиях, то во всех населенных пунктах с критической ситуацией безопасности мы пытаемся обеспечить жителей генераторами, топливом и всем необходимым для базового быта. Однако людей постоянно призывают эвакуироваться — как в более безопасные районы Херсона, так и в другие области страны", — делится глава ГВА.
Чиновник признается, что как в Херсонской общине, так и вообще в области — острый дефицит кадров во всех сферах. Речь идет не только о специалистах для технических работ, но и о работниках образования, медицины, коммунальных служб. Из-за постоянной опасности мало желающих оставаться и работать в таких условиях.
"Бизнес тоже существенно пострадал. Постоянные обстрелы и нестабильная ситуация безопасности не дают возможности нормально работать, особенно в районах, где передвижение опасно. Но есть предприниматели, которые, несмотря ни на что, остаются, продолжают работу и поддерживают жизнедеятельность города. Это проявление настоящей преданности своему городу", — сказал Ярослав Шанько.
Антидроновые сетки – не панацея?
Херсон и близлежащие населенные пункты со стороны врага обстреливают артиллерия, минометы, применяются танковые выстрелы, ракетные удары, управляемые авиабомбы, а также непрерывные атаки дронов — так называемый "дроновый террор".
По словам Ярослава Шанько, в такой ситуации обеспечить полную защиту находящейся так близко к фронту общины просто невозможно. Это технологическая война, в которой враг постоянно усовершенствует свою тактику и технические возможности. Впрочем, город возлагает отдельную надежду, что антидроновые сетки могут хоть как-то улучшить условия безопасности.
"Следует понимать, что антидроновые сетки – это не панацея в этом случае. Но они могут частично снизить риск поражения дронами, особенно на дорогах или объектах критической инфраструктуры. Если дрон сбрасывает взрывчатку, сетка способна уменьшить силу удара или ограничить зону поражения", – рассказывает "Телеграфу" глава ГВА.
Уже давно такой метод используют военные для укрытия своих позиций — "ловят" вражеские БпЛА в сети, в частности, предназначенные для рыбалки. Именно такие маскировочные сетки собирала волонтер Елена Ковальская для 34-й отдельной бригады береговой обороны. Однако дефицит таких средств остается постоянным.
В очередной раз об их необходимости напомнил Станислав Бунятов, известный под позывным "Осман", младший сержант, командир отделения 24-го штурмового батальона "Айдар". По его словам, сетки можно было установить уже давно.
Как рассказал в беседе с "Телеграфом" Ярослав Шанько, городские власти прекрасно понимают эту необходимость и в настоящее время сотрудничают с военными и техническими специалистами, чтобы определить, на каких участках целесообразно устанавливать сетки. В то же время наиболее эффективными средствами борьбы с дронами остаются системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и средства обнаружения.
"Как областная, так и городская военная администрация активно работают над тем, чтобы обеспечить силы обороны необходимыми средствами — как для борьбы с дронами, так и для защиты гражданского населения в целом. Речь идет не только о РЭБ, но и о расширении сетей укрытий, уличных противоуломочных хранилищ, защите объектов критической инфраструктуры", — говорит он.
На вопрос "Телеграфа", какова цена одного квадратного метра установки таких сеток, Шанько ответил, что все зависит от технических характеристик, объема материалов и площадей, которые нужно прикрыть. Есть сети, которые город получает бесплатно от неравнодушных людей. Общий бюджет на "антидроновую безопасность", сроки или локации установки антидроновых сеток чиновник не раскрывает из соображений безопасности.
"Могу лишь сказать, что работа ведется постоянно, и жители города могут сами видеть изменения – есть участки, где уже установлены защитные конструкции", – говорит он.
Интересно, что херсонцы, в частности предприниматели, начали самостоятельно устанавливать антидроновые сетки перед магазинами, заведениями питания и на улицах. Сетки натягивают на высоте 2—3 метра – именно там, где чаще всего заходят на цель FPV-дроны.
"Совершенно нормальная практика, когда бизнес защищает свои объекты. Такая инициатива свидетельствует об ответственности. Впрочем, в государственном масштабе первоочередные участки для защиты определяются по согласованию с военными, с учетом реальных угроз", — говорит Шанько.
Как выжить под дронами? Советы от городских властей
По просьбе "Телеграфа" глава ГВА поделился советами для херсонских водителей, которые видят, что дрон летит на них. В принципе, советы универсальны для всех украинцев, оказавшихся в зоне действия вражеского оружия.
"Основной совет — не паниковать. Если вы заметили дрон в небе, не останавливайтесь посреди дороги. По возможности измените маршрут или заезжайте под дерево либо арку. Если стало понятно, что дрон целится именно в ваш автомобиль, наоборот — нужно немедленно остановиться, покинуть машину и как можно быстрее отойти в сторону, а также укрыться за зданием, деревом или в любом безопасном месте, чтобы обезопасить себя от осколков или взрыва", — говорит он.
Глава ГВА не советует закрывать машину антидроновой сеткой – это малоэффективно. Для этого требуются сварные металлические конструкции, но и это не гарантирует защиты, так как дрон может атаковать сбоку или снизу. К тому же такие конструкции могут создавать опасность на дорогах. Это решение не является массовым или практичным для гражданского транспорта.
Ярослав Шанько также напомнил, что в Херсонской общине запущен телеграм-канал "Радар Херсон", где военные в режиме реального времени информируют о появлении вражеских беспилотников с указанием приблизительной локации или даже конкретной улицы.
Дело в том, что дрон может двигаться со скоростью более 100 км/ч, поэтому более эффективно ориентироваться не на сигнал воздушной тревоги, а именно на сообщения в телеграм-канале, а также внимательно следить за ситуацией вокруг. К сожалению, имеющиеся технические средства для обнаружения и перехвата дронов доступны не везде и не в полном объеме.
"Те же рекомендации касаются и пребывания на улице. Следует быть внимательным к звукам дронов, избегать открытой местности и массовых скоплений, а в случае опасности — сразу искать укрытие. Это могут быть подъезды, здания, деревья или мобильные противоосколочные укрытия, которые сейчас устанавливаются в городе", — подытожил Шанько.