Украина или "заграница": где хорошо лечат и куда раненым бойцам лучше ехать на реабилитацию

Читати українською
Автор
1244
Каждый день украинцы получают ранения
Каждый день украинцы получают ранения. Фото Ян Доброносов, "Телеграф"

"Телеграф" узнал все о мифах и реальности реабилитации военных и гражданских за границей

Из-за активизации боевых действий в Украине серьезно выросло количество раненых военных, многим из которых приходится спасать поврежденные конечности. В таком спасении принимают участие врачи из разных уголков мира. Многие из них приехали в Украину, чтобы оказывать помощь непосредственно на передовой. Другие помогают организовать эвакуацию раненых за границу, где они могут получить необходимое лечение.

Международные программы обещают больше возможностей для восстановления здоровья и возвращения к полноценной жизни. Однако соответствуют ли эти программы ожиданиям раненых бойцов и насколько качественными оказываются за рубежом услуги по сравнению со стандартами украинской медицины? Куда обращаться, если нужна сверхсложная операция?

На эти и другие темы Телеграф поговорил с людьми, которые могли сравнить операции и реабилитацию в Украине и Европе.

Уникальный опыт украинских медиков

Ирина Савченко — участница общественной организации "Инициатива Е+" и мама двух бойцов. Ее старший сын — медик штурмовой бригады НГУ "Азов" был дважды ранен. Первый раз еще в 2014 году, второй раз — два месяца назад. Женщина почти всегда выступала против эвакуации за границу. Большинству кажется, что медицина за границей имеет более высокий уровень. Однако в наших реалиях с этим можно поспорить, считает она.

— Мы делали опера и в Киеве, и во Вроцлаве (Польша). Потому могу с уверенностью сказать, что в Украине есть травматологи и хирурги с мировым именем, к которым можно обратиться и прооперировать все. Более девяти лет в нашей стране война, и наши врачи умеют, то чего не умеет весь мир, за исключением Израиля, — говорит женщина в разговоре с "Телеграфом".

В начале полномасштабной войны военные лежали только в госпиталях, иногда в медицинских институтах. В настоящее время военные лежат во всех больницах. Такое их большое количество. Но у нас есть врачи, которые делают операции не хуже, а даже лучше, чем за границей.

— Знаю одну историю. Парень лежал в больнице с тяжелым ранением. Я связалась с институтом Шалимова (речь о Национальном институте хирургии и трансплантологии имени А.А. Шалимова НАМН Украины. — Ред.). Врач сказал, что берется за такие случаи. Однако мать парня хотела, чтобы он лечился только за границей. Они были уверены, что там все совершенно, но потеряли время. Долго собирали деньги, а шансов было все меньше. Петр Порошенко посещал госпиталь и сообщил, что Украина оплатит лечение и отправит молодого человека в Германию. Его привезли туда, но было слишком поздно, поэтому удалили почку. Он долго лежал, врачи не знали, что делать дальше. А хирург в Киеве знал. В конце концов военный умер, — делится печальной историей женщина.

Фото волонтер и участница ОО "Инициатива Е+" Ирина Савченко
Участница общественной организации "Инициатива Е+" Ирина Савченко

По ее словам, наши врачи со временем приобрели уникальный опыт.

— Я очень хорошо помню 2014 год, когда ребят привезли в госпиталь. Каждый день привозили с разными ранениями — ножевые, огнестрельные, травмы после ДТП. Тогда врачи не знали, что делать. Теперь знают все.

Проблема в том, что сегодня у нас очень большой наплыв. Не хватает мест и ресурсов. Потому и отправляют за границу. Люди либо собирают средства, либо больница сама принимает бесплатно или кто платит за это. Вы ведь понимаете, что бесплатно даже вода из крана не течет, — говорит Ирина Савченко.

Выбор места лечения — за вами

Если вам нужно сделать несрочную операцию, то выбор места, по мнению Ирины Савченко, следует совершать обдуманно. То есть знать, смогут ли вас пролечить там, куда вы уезжаете.

— Реабилитация за границей — действительно, на лучшем уровне и лучше, чем в Украине. Хирургия? Я бы поспорила. Потому что многие врачи из-за границы ездят к нам учиться. К нам также приезжают бригады врачей с конкретной целью производить операции. Речь о лицевых, на глазах и т.д. Такие группы врачей приезжают сюда на 7-10 дней и оперируют с утра до вечера. Они знают, кого будут оперировать, потому что заранее собирают списки. Наша организация ОО "Инициатива Е+" дважды договаривалась с канадскими врачами. Снабдили им операционные столы. В то же время, они брали свою аппаратуру, которую потом здесь оставляли. Приехали со своими медсестрами и даже медикаментами, которые потом раздали, – рассказывает женщина.

Фото волонтер и участница ОО "Инициатива Е+" Ирина Савченко
Общественные организации и волонтеры сотрудничают с иностранными врачами

По ее словам, добраться до топовых специалистов в каждой стране может быть сложным вызовом. Поэтому самое важное — знать, к какому врачу идти. Если это просто хирург, то у нас просто хирургов — негде яблоку упасть.

Однако в Украине есть фонды, имеющие экспертный совет, куда входят лучшие врачи-ортопеды и реабилитологи Украины. Речь в частности о Национальной программе #Спаси Концовку, миссия которой остановить инвалидизацию украинцев, как участников боевых действий, так и гражданских пострадавших.

Ошибка ценой в жизнь

По словам Ирины Савченко, очень много ампутаций у нас случается из-за того, что при эвакуации допускают ошибки с турникетами.

— Его ставят и все, а турникет не может стоять вечно. Сейчас боевым медикам и просто солдатам объясняют очевидные вещи: наложил турникет, а дальше срезаешь одежду и смотришь, какая рана. Тампонируешь ее и пытаешься распустить турникет. Течет рана, немного закрутил. Если держать турникет больше, чем 2-3 часа — это ампутация, — уверяет женщина.

Актуальны и проблемы с подготовкой боевых медиков. Как рассказывал " Телеграф" ранее, существующая способность тренировочных центров по тактической медицине, где должны обучать бойцов и боевых медиков, на порядок ниже реальных потребностей Сил обороны.

Когда следует ехать за границу на реабилитацию

Как рассказал "Телеграфу" оперный певец и общественный деятель Сергей Иванчук, палаты украинских госпиталей нужно освобождать. С начала полномасштабной войны полтавчанин на своем автомобиле эвакуировал более 100 жителей Харькова, Ахтырки, других населенных пунктов, где продолжались вражеские обстрелы. Однако 10 марта во время очередной эвакуации его автомобиль обстреляла вражеская ДРГ. Сергей Иванчук получил пять пулевых ранений.

Фото волонтер Сергей Иванчук попавший под обстрел российской ДРГ
29-летний полтавчанин попал в список Forbes в рейтинге «30 до 30: лица будущего»

— После всего, что со мной произошло, я фанат украинской медицины. Сначала меня прооперировали в Украине, а затем направили за границу. В Германии медики сказали, что подобного сделать не смогли, потому что опыта в столь сложных ранениях не имеют, — говорит Сергей.

Однако волонтер отмечает: ехать за границу стоит на реабилитацию. Все потому, что украинские врачи часто предлагают сделать ампутацию. Одна из причин состоит в том, что в больницах большой наплыв раненых. Соответственно, палаты переполнены, а "окна" операций работают в максимальной нагрузке. Врач понимает, что сделать ампутацию гораздо быстрее, потому что операция по спасению конечности составляет не менее 9-12 часов. К тому же за ампутацию и протезирование хирурги получают надбавки от государства.

План действий

Мужчина советует обращаться в международную организацию "Врачи без границ". Программа работает для военных и гражданских. Главное, чтобы травмы были связаны с войной и носили серьезный характер. Или это должна быть уникальная история – таких людей тоже вывозят за границу.

Другой вариант – искать конкретного врача за границей. Такого, что разбирается в вашей проблеме. Надо написать в больницу обращение и получить приглашение. После этого можно обратиться в программу "Врачи без границ". Они могут помочь с транспортировкой. Если вы способны ходить, то можете пользоваться личным транспортом или взять в аренду специализированную медицинскую карету. Однако это будет очень дорого.

В случае, если вы не попали ни в одну программу и не получили приглашение от зарубежного врача, можно попробовать уехать "в никуда". Сначала нужно оформить необходимые документы, найти жилье и получить временную защиту. Только потом — пойти к семейному врачу и выстоять кучу очередей. Пролечат хорошо, по европейскому государственному страхованию.

— Зарубежным благотворительным организациям безразлично на нас. Все сосредоточены на себе, думают, как заработать деньги. Я пробовал общаться с кем-то, чтобы открыть сбор, но все говорят о больших процентах. Поэтому я ехал по программе "Врачи без границ" и меня должны были лечить на средства Германии. Когда приехал, то стоял в очереди не менее 5 часов, потому что врачей у них тотальный недостаток. Пока до вас дойдет очередь, можно умереть. В общем, топовые специалисты есть, но добраться до них сложно, — делится Сергей Иванчук.

Фото раненый волонтер Сергей Ивагчук попал под обстрел
Получив пять шаровых ранений он едва выжил

Оперный певец также предупреждает, что нужно заранее перевести все документы, иначе ваше ожидание затянется в разы.

— Там еще предстоит учить медсестер и медбратов перевязывать раны. Они в Европе только постель застилают и убирают в палате. Чтобы взять кровь анализом, нужно ждать именно врача. А за операцию принимается уже хирург большой категории. Однако здесь во многом проблема. Лечение оплачивает германское страхование, поэтому профессиональный хирург за вас возьмется только если ваша операция сложна и стоит десятки, а то и сотни тысяч евро. А ведь хорошие врачи стоят дорого. Это только в Украине ваш палец будет спасать супер опытный хирург, – говорит Сергей.

Волонтер подытоживает, что за границу есть смысл ехать только если в Украине отказали. Сказали, что никто не поможет. Если сверхтрудная ситуация, потому что с тяжелыми проблемами здесь справляются хорошо. Но если ваша проблема не дорого оплачивается, вы можете столкнуться с разочарованием. Здесь будет очень много проблем с бюрократией и к этому нужно готовиться.