Дети войны: как объяснить малышам, кто такие россияне, почему нас бомбят и как реагировать на людей с протезами

Читати українською
Автор

Воспитание национального сознания – дело не из легких

Уже два года украинские дети едва ли не каждую ночь просыпаются от звуков воздушной тревоги или взрывов, учат уроки в укрытиях и встречают на улицах ветеранов без конечностей. Теперь самым сложным для родителей детским вопросом является не то, откуда берутся дети и почему трава зеленая, а кто такие россияне и почему они хотят нас убить.

Учитывая, что ответить на это иногда сложно даже самому себе, объяснить суть войны дошкольнику – задача со звездочкой. Впрочем, решить ее все же можно, уверен нейропсихолог, руководитель детского коррекционного направления благотворительной организации Mental Help 365 Дмитрий Вакуленко.

Эксперт рассказал "Телеграфу", как говорить с детьми о сложных, а порой и страшных вещах, не травмируя их психику.

Общие положения "враговедения"

— Нужно ли объяснять ребенку кто такой враг и почему мы должны отказаться от русского языка, контента и тому подобное?

— Если мы не воспитываем наших детей, это делает кто-нибудь другой. Если вы не объясняете ребенку, кто для вас враг, есть вероятность, что врагом для него станете вы.

Российская пропаганда очень мощная и откровенно эффективная. Влияет как на взрослых украинцев, чтобы тем или иным путем ослабить нашу обороноспособность, так и на наших детей, чтобы наполнить детский ум нужными россиянам идеями, менталитетом, привычками, мировосприятием, и тому подобное.

Это нужно россиянам не только для того, чтобы в будущем наши дети не боролись за Украину, но чтобы они вообще перешли на их сторону.

— Демонизация россиян, создание безобразного образа этого народа, в мировоззрении наших детей - это нормально?

— Реальность, которую своими руками создают россияне, настолько ужасна, что это просто не нуждается в демонизации. Мы должны говорить правду, ведь нашим детям расти в реальной жизни, а не в выдуманной нами.

Конечно, следует придерживаться общего правила: чем меньше ребенок, тем меньше подробностей.

Идея не в том, что все россияне — ублюдки, потому что это не так — они люди. Ужасные по поступкам, страшные по идеологии, но все-таки люди. Наши дети должны быть готовы к тому, что в реальном мире могут быть и такие люди.

Идея в том, что все россияне несут ответственность за смерти, изнасилование, поругание, бомбардировки, увечья как физические так и ментальные, которые были совершены против украинцев в результате российско-украинской войны. Ответственные все и каждый, а степень вины уже будет определена в судебном порядке.

Кто-то получит наказание в виде пожизненного заключения, а кто-то (те, что "вне политики") будет целыми поколениями выплачивать репарации.

— Как привить детям толерантность к людям с инвалидностью, в частности, к ветеранам войны? И главное, в чем она будет состоять — в сочувствии или наоборот — в отношении как к равному, чтобы не стигматизировать эту тему в обществе?

— Во-первых, мы должны вообще отказаться от чувства (или слов) жалости. Это ощущение возвышает нас над человеком, которого мы жалеем, и разрушает взаимопонимание друг с другом, что вредно для обеих сторон.

Следует питать в себе само сочувствие. Его главные отличия от жалости:

  • мы на равных;
  • я стараюсь хоть немного разделить твою боль, потерю, нужду;
  • я подставляю свое плечо, ведь ты рисковал своей жизнью ради меня.

Сочувствие и благодарность – это база. Относительно помощи есть смысл об этом спросить, прежде чем помогать, и дождаться ответа. Чрезмерная опека и внимание тоже могут быть лишними и не комфортными для человека с инвалидностью.

Для малышей и подростков ответы разные

Помимо общих объяснений "Телеграф" предложил детскому психологу ответить на вопросы, которые дети чаще всего задают своим родителям во время разговоров о войне.

Для максимальной пользы Дмитрий Вакуленко маркировал ответы по возрастным категориям ребенка:

🟥 3+

🟨 7+

🟩 11+

"Что такое война?"

🟥 Это когда очень много людей объединяются в две или более больших групп, а затем враждуют и сражаются между собой. И каждая из сторон пытается силой получить то, что считает своим.

Обычно война начинается, когда одна из групп людей хочет больше, чем имеет, когда начинает думать о чужом, как о своем, а затем пытается это забрать. Остальные, конечно, начинают это защищать. Поэтому люди начинают сражаться между собой.

Война это очень страшно и ужасно, ведь в результате страдает много людей.

🟨 Та же конструкция, но больше уточнений:

когда вспоминаем о борьбе между людьми, уточняем, что люди не просто страдают, но и умирают (без подробностей);

— когда говорим об объединении в разные группы, мы можем объяснять, что обычно объединяются по принципу национальности, но не только (еще может быть гражданская война);

— когда говорим о том, что именно одна из сторон хочет унести, уточняем, что речь идет о землях, о господстве над жителями этих земель, о других ресурсах.

🟩 Подросткам есть смысл еще подробнее объяснять мотивы и цели каждой из сторон (в социальной, экономической, военной и других сферах), развернуто объяснять об опасности информационного воздействия (на примерах), объяснять, с каким риском приходится сталкиваться нашим защитникам и защитницам (но без фото и видео из категории 18+)

"Кто такие россияне и почему мы враги?"

Частично можно взять ответ из предыдущего блока.

🟥 Это большая группа людей, живущих в соседней стране и много лет считающих наши земли своими. Почему? Так они живут — воруют чужое, забирают силой или хитростью. У них и своего много, но им всегда мало, потому они нападают на соседние страны.

Мы много лет боролись за свое право жить без них, быть свободными, иметь свою страну, иметь свой язык и жить, как мы хотим, а не так, как этого хотят они.

Более 30 лет назад нам это удалось снова (подчеркнуть "снова" — важно). Мы получили свободу, россияне с этим согласились и мы начали жить отдельно от них, но 10 лет назад россияне снова развязали войну, чтобы властвовать над нами.

Вот почему они нам враги. Не потому, что они русские, а потому, что они на нас напали.

🟨🟩 Для детей школьного возраста тот же месседж, но с большим количеством конкретики.

"Почему по нам запускают ракеты, если мы вдали от войны?"

🟥 Чтобы наш защитник или защитница держал оборону на фронте (это место, где одна группа людей враждует и сражается с другой группой людей), он/она должна иметь все нужное: оружие, одежду, защиту (бронежилет), снаряжение, технику, топливо (дрон, машина, танк, вертолет, корабль), и его/ее семья должна иметь все необходимое тут.

Все это производят (или копят на это деньги) и передают на фронт именно здесь. Поэтому россияне и запускают сюда ракеты, чтобы нам было труднее помогать нашим военным защищать нас.

🟨🟩 Детям более старшего возраста можно подробнее объяснять о стратегии боевых действий, что, например, попадание в топливное хранилище приостанавливает работу всех танков на том или ином участке фронта.

Также стоит отметить, что россияне действительно террористы и позволяют себе очень страшные поступки — например, когда запускают ракеты или снаряды точечно по мирным объектам, по невооруженным жителям, чтобы посеять страх и панику, сломать дух, чтобы мирное население потребовало от власти прекращения нашего сопротивления.

Здесь также следует снова упомянуть об опасности информационного влияния врага.

"Что будет, если они победят?"

Будем откровенны — мы точно не знаем, но жить будет труднее.

🟥🟨🟩 Все те ресурсы, которые россияне вложили в войну с нами, они будут возвращать из наших земель и нашего труда. А это значит, что мы, наши дети и внуки, будем жить так, как скажут россияне, и будем делать то, что они скажут. Учитывая, что они сами преимущественно живут в нищете, то и нам тоже будет плохо, а может и еще хуже.

Разговаривая с детьми о реалиях нашего времени, не следует создавать вокруг них мыльный пузырь из иллюзий о том, что все люди хорошие, а зло – это что-то мифическое и далекое. К сожалению, украинцы обречены жить по соседству с концентрированным злом, а следовательно, новое поколение должно знать врага в лицо и быть готовым к вызовам, которые он может нам бросить.