Кусочек Победы: как обломки сбитых российских самолетов превращают в тачки для ВСУ

Читати українською
Автор
39780
Продажа необычных сувениров дает возможность команде "Несемось!" собирать донаты на авто для фронта
Продажа необычных сувениров дает возможность команде "Несемось!" собирать донаты на авто для фронта

Магазин донатов уже передал для армии более 100 машин

Маленькая деталь от вражеского самолета, залитая эпоксидной смолой, — как сувенир военного времени и напоминание, что врагов на нашей земле мы крушим вдребезги. Такие сувениры сегодня предлагает магазин донатов "Несемось!". Как сбитые самолеты и вертолеты превращаются в автомобили для ВСУ, нет ли проблем с такими необычными трофеями, как собрать полмиллиона на автографах Залужного или организовать тубус с подписью Буданова, "Телеграфу" рассказала журналистка Мария Ксендзик, которая оставила профессию, чтобы руководить магазином донатов. В планах команды, работающей с ней над проектом, — хаб для ветеранов и СТО для ремонта фронтовых авто.

"Мы собираем деньги на автомобили, военные собирают детали для наших брелоков"

- Насколько мне известно, "Несемось!" – журналистский проект. Как случилось, что журналисты начали делать такие необычные вещи — сувениры с авиакатастроф?

– Все началось с Петра Шуклинова, с которым мы вместе работали. У него достаточно много подписчиков в соцсетях, он еще с 2014 года в качестве волонтера помогал собирать деньги на нужды фронта. И вот 25 или 26 февраля Петру написал знакомый – есть автомобиль в Киеве, который он хочет передать на нужды страны, если требуется. Петр спросил в Facebook, кому нужна машина, и пришло просто какое-то невероятное количество сообщений — всем нужны авто на фронт.

Он начал искать машины, потом собирать на них деньги. Сейчас у нас интернациональная команда, есть девушка в Швейцарии, которая занимается запросами от военных, общается с ними, готовит документы. Куча людей за границей ищут автомобили на локальных каких-то сайтах, смотрят их вживую. После приобретения — гонят на границу Украины, где наш человек забирает машину во Львов, там красим в защитный цвет, везем в Киев и ремонтируем.

- Почему ремонт в Киеве?

– Раньше мы ремонтировали на разных СТО. Но была ситуация, когда на авто, которое должно было ехать на фронт, некачественно прикрутили колеса, и они отвалились на полпути к линии фронта. Теперь мы это очень серьезно контролируем.

– Хорошо, что на полпути, а не на фронте, где могли пострадать наши военные…

— Да, к счастью, это произошло по дороге, и мы поремонтировали машину на каком-то СТО, которое оказалось рядом.

Команда Несемось! с автомобилями для ВСУ
Автомобили для фронта от команды "Несемось!", которую основали Петр Шуклинов и Мария Ксендзик

– А с чего начался ваш магазин?

- Подписчики донатили невероятные суммы — 15 тысяч гривен, 50 тыс., 70 тыс. Захотелось как-то отблагодарить этих людей. Возникла идея делать что-то на память из обломков вражеской техники. Знаете, как символ, что вражеская техника на нашей земле разлетается на куски.

Обломки самолета Су-34
Обломки самолета Су-34 – из них делают брелоки

Наш друг нашел мастера во Львове, который вовремя успел эвакуироваться из Мариуполя и занимался эпоксидной смолой.

– Я понимаю, отстрелянные гильзы. Но где брали авиаобломки?

- Опять же — спросили на FB, отозвался подписчик: недалеко от его дома упал вертолет Ка-52 "Аллигатор". Остались обломки, хотите передам? Это был первый вертолет. Потом уже спрашивали у военных, и сейчас в основном нам передают материалы уже они — подразделения, которым мы помогаем. Мы собираем деньги на тачки, они собирают детали для наших брелоков в Киевской, Николаевской, Харьковской, Луганской областях.

Брелоки из обломков вертолета Ми-8
Сувениры из обломков российского многоцелевого вертолета Ми-8

– К вам не бывает претензий со стороны органов по использованию такого материала?

– Нет, такого не было. И нам же не передают что-то стратегическое или важное. Когда сбивают самолет или вертолет, сначала приезжает бригада, которая забирает все, что нужно военным, взрывоопасное, целые детали и так далее, а какие-то ненужные детали или обломки военные уже потом собирают и нам передают.

Сначала мы просто посылали такие брелоки как наше "Спасибо!". А потом решили делать полноценный сувенирный магазин, который регулярно помогал бы собирать средства. Я ушла из журналистики, начала заниматься магазином, мой брат написал для нас сайт, запустили его в августе 2022 года.

Постепенно начали добавлять брелоки из новых моделей.

– Новой формы или из новых трофеев?

- Из новых трофеев. Некоторые люди целые коллекции брелоков собирают, хотя они недешевые — один стоит 15 тысяч гривен.

– Это наши за границей?

- Процентов 85 – это украинцы в Украине, 10% – украинцы за границей, и еще 5% – иностранцы. Сейчас мы стараемся больше выходить за пределы Украины. А все началось с того, что один покупатель в соцсети Reddit запостил наш брелок. И нам стали писать иностранцы. И каждый раз, когда кто-то что-то постит на Reddit, нам пишут иностранцы.

Брелок с обломком Су-34
Брелок с обломком Су-34

Это даже заставило нас за час запустить англоязычную версию сайта. Да, мы ее готовили, но запускать так быстро не планировали точно.

– Что пишут вам из-за границы, когда заказывают?

– Чаще они просто покупают брелоки как трофей и добавляют пожелания скорой победы. Недавно мужчина из Австралии купил большую статуэтку за 1200 долларов. Мы заливаем целую деталь, а не просто кусочек. Он написал, что это слишком хорошее предложение, чтобы его упустить.

Большие статуэтки на заказ
Большие статуэтки делают под заказ

"Семь моделей самолетов уже стали брелоками, и обломки еще одного лежат у меня во дворе"

– Вы считали, сколько за это время моделей самолетов прошло через ваши руки?

– Семь уже стали брелоками, и обломки еще одного лежат у меня во дворе. Один из украинских депутатов ехал с делегацией в Штаты и попросил эти брелоки в качестве подарка сенаторам. Мы договорились, что взамен он купит автомобиль для ВСУ. Мы даем брелоки на обмен, а иногда бесплатно, если люди едут с важной миссией. Хорошо, если они помогут привлечь внимание, удивить людей, которые влияют на помощь Украине.

Обломки Су-35
Этот Су-35 сейчас в работе

Один из наших брелоков есть у сенатора Бена Кардина, который принимал участие в разработке ленд-лиза для Украины.

– Сколько еще нужно сбить, чтобы коллекция моделей российских самолетов была полной, не считали?

– В целом у них как минимум вдвое больше моделей, чем в нашей коллекции. Но эти восемь, которые у нас есть, — почти все, что россияне используют в войне против Украины. Нам не хватает буквально пары моделей до полноты коллекции. Ну и все, что летает в Беларуси, было бы здорово разбить вдребезги. Мы бы не отказались.

Брелок с обломком Су-30
Брелок с обломком Су-30

Для военных такие просьбы, которые идут не только от нас, — передать какие-то отстрелянные гильзы, например, уже обыденность. Мы тоже выставляли не только обломки авиации, но и отстрелянный тубус АТ-4 (Швеция) с подписью генерал-майора Кирилла Буданова. Этот трофей пошел, кажется, за 130 тысяч гривен. Но там были ставки и в 120 тысяч, в 115 тысяч, так что мы попросили их не снимать, и ищем еще тубусы для этих людей.

Отстрелянный тубус АТ-4 с личной подписью Кирилла Буданова
Отстрелянный тубус АТ-4 с личной подписью Кирилла Буданова продали за 130 тысяч гривен

– Журналистские контакты в получении таких трофеев помогают?

— Скорее, контакт с военными. АТ-4 с подписью Буданова отстреляло ГУРовское подразделение, которому мы возили машину. Поэтому ребята нам организовали подпись у своего руководителя.

То же было с марками с подписью Валерия Залужного. Мы делали аукцион с лотом — автографом Валерия Залужного. Получили рекордную ставку в 105 тысяч гривен. Но ведь были еще ставки на 100 тыс. грн, 90 тыс., 70 тысяч. Мы попросили людей оставить ставки и пообещали, что найдем им лоты. Военные помогли получить марки с подписью Главнокомандующего. Так, за один аукцион мы собрали полмиллиона гривен — за все ставки.

Марки с подписью Валерия Залужного
Марки с подписью Валерия Залужного выставляли на аукцион

- Какая у вас планка сейчас по сумме сборов и, возможно, по персоналиям?

- Нам каждый месяц нужен миллион, потому что мы так наладили систему, что везем машины караваном в 5-6 машин сразу.

5 автомобилей в Киеве перед надписью Верю в ВСУ
Из Киева на фронт везут сразу по 5-6 автомобилей

С перевозкой, покраской, ремонтом и доставкой на фронт они проходят этот цикл где-то за месяц. И это замкнутый цикл, у нас чуть ли не дедлайны есть, надо двигаться, собирать деньги, потому что уже нашли машины, ждут водители, чтобы отвезти.

Бойцы ВСУ с автомобилями
Машины на фронте нужны постоянно
Бойцы ВСУ с автомобилями

– Ситуаций, когда отваливается колесо, с ремонтом в Киеве не бывает?

– Мы здесь можем контролировать качество. Более того. Сейчас мы арендуем гараж, в котором наш знакомый, проверенный мастер с командой, занимается ремонтом. Мы хотим расшириться и иметь полноценное СТО, чтобы за счет обслуживания гражданских машин ремонтировать военные. А еще — чтобы не быть такими зависимыми от донатов.

У каждого из нас есть какой-то стартовый капитал, накопленный за годы работы, а мы подались на акселератор, который дает гранты на развитие именно социальных проектов. Мы хотим ремонтировать авто военным бесплатно, поэтому мы отвечаем их критериям. Плюс мы думали о том, чтобы давать рабочие места ветеранам, как те же Veterano Pizza. Чтобы это был ветеранский хаб с музеем и сувенирами.

"85% цены идет на авто для ВСУ"

– Что самое сложное для журналиста в такой работе – развитии магазина донатов?

- Маркетинг. Я не могу написать просто – 100% чистой прибыли перечисляем на ВСУ. Неясно, сколько это.

У нас очень много патриотического бизнеса, и все помогают как могут. Но ведь действительно возникает такой вопрос.

Я понимаю, что "Магазин донатов номер один в Украине" и "100% прибыли на ВСУ" звучало бы лучше для маркетинга. Но как журналист не могу себе такого позволить. Указываю, что 85% цены (именно цены!) идет на авто для ВСУ. С 15% мы платим налоги, покрываем минимальные операционные расходы — тратим на производство, платим людям, которые занимаются 24/7 машинами, и так далее. Так люди понимают, какая конкретно сумма будет израсходована на армию, а какая – на поддержание нашей деятельности.

Команда проекта
Команда работает 24/7

– Чем гордитесь за это время?

- Цифрами. Мы достигли красивой цифры — более 100 машин, переданных армии, и более 12 миллионов собрано в целом, учитывая донаты. Когда мы запустили магазин, за первый месяц мы собрали 50 тысяч гривен, а уже на 4-5 месяц собирали по 500 тысяч гривен. Январь-февраль просели до 300 тыс. грн, что меня огорчало, но мы понимали, что люди тратили деньги на подарки к Новому году.

– Вы присутствуете на отечественном маркетплейсе для иностранцев brave.ua?

– Да. и нам очень жаль, что там нет возможности рекламироваться. Они сами ставят какие-то товары на рекламу, ее нельзя купить. Я бы туда направила весь рекламный бюджет, если честно. Там иностранцы, и продажи есть. Мы просто выставляем товары, и имеем без труда 3-4 продажи ежемесячно.

Брелок с обломком Су-25
Брелок с обломком Су-25

– А на каких условиях туда заходят украинские производители?

– Если речь о каких-то платежах, то скрытых нет. Есть процент комиссии – 6% идет на ВСУ и 6% – команде проекта. Для нас это ок.

- Какие самые популярные товары — брелоки или что-нибудь дешевле?

– У нас были дешевле футболки. Мы поняли, что их много заказывают, но выхлопа от них нет.

Девушка в футболке
"Главное — донат, а футболка или брелок — приятный бонус", — говорят в магазине донатов

Гораздо больше денег мы получаем с брелоков, потому что там маленькая себестоимость – работа мастера и материалы – и большая доля донатов. Поэтому мы сейчас увеличили в разы цены на весь остальной мерч. Он все еще доступен большинству людей, но доля доната увеличена. Главное – донат, а футболка или брелок – приятный бонус. Мы все ж таки магазин не мерча, а именно донатов.